Советские чиновники уделяли пристальное внимание идеологии в культуре, особенно кино. Поэтому каждый фильм перед выпуском на большие экраны проходил жесткую цензуру. Это касалось как новичков, так и маститых режиссеров. Иногда идеологически порочащие советский строй фильмы сразу отправляли на «полку», а некоторые «сомнительные» картины выпускали, но потом снимали с проката.
Представляю вам советские фильмы, которые цензура запретила к показу, но позже зрители их все же увидели.
«Сердца четырех» (1941)
Съемки романтической комедии Константина Юдина начались за год до вторжения немецко-фашистских захватчиков в Советский Союз. Главными героинями фильма стали две сестры, переехавшие на дачу. Одной из них скоро сдавать экзамены, а вторую остановившиеся недалеко солдаты пригласили в качестве преподавателя математики. Девушки постоянно попадают в комедийные ситуации и влюбляются.
После завершения монтажа Константин Юдин узнал о начале войны. В выступлении Сталина прозвучали слова об общественно-политическом значении каждого фильма в это трудное время. Чиновники решили положить на «полку» жизнерадостную картину о красных командирах, которые бездельничают и ухаживают за девушками.
Фильм выпустили в советских кинотеатрах после окончания войны.
«Иван Грозный» (1945)
Идея съемок драмы о жизни первого русского царя принадлежала Сталину. Первую часть фильма Сергея Эйзенштейна выпустили в 1945 году. Продолжение картины не понравилось вождю народов. Он увидел во второй серии «Ивана Грозного» намеки на свое деспотичное правление. Картину запретили, а первую часть сняли с кинопроката.
Сергею Эйзенштейну удалось попасть к Сталину на прием. Иосиф Виссарионович разрешил режиссеру снять новую версию картины, но в 1948 году у Эйзенштейна случился сердечный приступ и он умер. Вторую часть «Ивана Грозного» показали в советских кинотеатрах через пять лет после смерти Сталина.
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967)
Водитель Степан узнал от хромой деревенской буфетчицы Аси, что она от него забеременела, но брать ее в жены парень не планирует. Девушка получила предложение руки и сердца от городского пижона Чиргунова, но у нее нет никаких чувств к этому мужчине.
Андрей Кончаловский снял очень реалистичную зарисовку о деревенских буднях с участием непрофессиональных актеров и показом истинной народной жизни с иконами, оканьем, застольями, насилием, песнями и похоронами. Она разительно отличалась от советской действительности, показанной, например, в «Кубанских казаках». Некоторые персонажи фильма рассказывают о том, как они воевали и сидели в лагерях.
К социалистическому реализму фильм Кончаловского не имел никакого отношения. Андрей Сергеевич рассказал о пессимизме, бедности и неустроенности колхозников, что не понравилось чиновникам из Госкино, которые потребовали убрать из картины пьянство, сексуальные домогательства и рассказ деда о лагерной жизни. Но и после этого фильм не выпустили на экраны. Его премьера состоялась только во второй половине 80-х.
«Комиссар» (1967)
Александру Аскольдову выделили средства на съемки патриотичного фильма. Но он показал Гражданскую войну с неприглядной стороны. После неожиданной беременности красному комиссару Клавдии Вавиловой в исполнении Нонны Мордюковой пришлось остаться в селе. Ее приютил отец многодетной семьи, бедный еврей Ефим Магазанник (блестящая роль Ролана Быкова).
Александр Аскольдов показал, что революция приводит к войне и горю. За создание антисоветского фильма режиссер навсегда был лишен возможности снимать кино и исключен из КПСС. Создателю «Тихого Дона» Сергею Герасимову удалось сохранить пленки. Фильм вышел, когда к власти в стране пришел Горбачев.
«Интервенция» (1968)
Лев Славин написал пьесу, которую экранизировал кинорежиссер Геннадий Полока. В фильме показана Гражданская война и деятельность одесских большевиков-подпольщиков. Эту пьесу поставил Московский Театр сатиры, который собирал на спектакле аншлаги. Полока пригласил на главные роли звезд – Сергея Юрского, Валентина Гафта, Ефима Копеляна, Ольгу Аросеву, Валерия Золотухина, Владимира Высоцкого и других.
Цензоры заявили режиссеру, что большевики в его фильме выглядят комично. Картину «Интервенция» запретили. Пленка была спасена режиссером и актерами. Премьера киноленты состоялась только во время Перестройки.
«Урок литературы» (1968)
В картине Алексея Коренева рассказывается о молодом учителе, который решил больше никогда не врать, после чего столкнулся с непониманием коллег. Ему даже пришлось расстаться с невестой.
Партийные идеологи трубили о честности советского государства и общества. Цензоры обвинили Коренева в создании асоциального образа главного героя. Фильм вышел на экраны в первой половине 1990-х годов.
«Долгие проводы» (1971)
Героиня драмы Киры Муратовой одна воспитывала сына. Парень стал взрослым человеком, а у женщины появился любимый мужчина. Сыну главной героини захотелось пожить летом у отца, когда он вернулся домой, мать заметила, что ее повзрослевший ребенок сильно изменился.
Фильм «Долгие проводы» был запрещен цензурой за буржуазное и порочное поведение ключевых персонажей. Он вышел в 1987 году.
«Проверка на дорогах» (1971)
У бывшего сельского милиционера Ивана Локоткова теперь есть свой партизанский отряд. Он узнал, что немцы собираются перевозить по железной дороге продовольствие, и задумал захват эшелона. К этой операции Локотков решил привлечь сдавшегося партизанам предателя Лазарева, который хочет искупить свою вину кровью.
Цензоры назвали фильм Алексея Германа дегуманизацией народного сопротивления и оправданием фашистских прихвостней. Премьера картины состоялась в начале Перестройки. Фильм получил многочисленные награды и премии.
«Агония» (1975)
Элем Климов снял историческую драму о предреволюционных событиях в России, Григории Распутине, Николае II и личной драме императора. Чиновники Госкино советовали режиссеру не касаться в фильме темы разврата «отца Григория», а просили разоблачить царизм.
Климов показал глубокий кризис в стране в эпоху революций. Приближается трагедия, в России творится всеобщее безумие. Царь хочет добра своему народу, но попал в историческую ловушку. Зрители сочувствуют Николаю II и ненавидят Распутина, который олицетворяет мятежный «народ».
Чиновники из Госкино осознали, что режиссер не прославляет революцию, а показывает историческую катастрофу, приведшую к перевороту в 1917 году. Цензура заметила сходство между показанными в фильме придворными чиновниками и современными партийными руководителями. «Агония» была положена на «полку» и выпущена только в середине 80-х.
Конечно же, это далеко не полный список запрещенных в СССР фильмов. Их было намного больше, но я рассказал вам о самых ярких и известных кинолентах. Если вы хотите дополнить мою статью рассказами о других «полочных» картинах, можете написать о них в комментариях. Мне и другим читателям моего канала будет интересно узнать о других запрещенных советских фильмах.