Что такое фильм «Пираты ХХ века»? Первый советский фильм о современных пиратах? Самый противоречивый фильм своего времени? Самый популярный фильм своего времени? Полагаю, все из этих ответов так или иначе характеризуют картину Бориса Дурова, но в первую очередь «Пираты ХХ века» – это фильм-боевик, которому свойственны определённые жанровые характеристики.
Если говорить про СССР, то до «Пиратов» ничего подобного у нас никогда не снимали. Создатели уже зашли насколько далеко, что не побоялись открыто демонстрировать полулегальное в те времена боевое искусство «карате». Этот, и не только, момент обратили на себя пристальное внимание со стороны художественного совета, делающего всё для ограничения фильма в прокате.
Однако «Пираты» оказались настолько прорывным произведением, что, несмотря на разгромные отзывы критиков, стали одной из самых кассовых лент советского проката – фильм посмотрели целых 87.6 миллиона человек. А это, на секундочку, больше, чем у «Москва слезам не верит», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «А зори здесь тихие» и прочих общепризнанных шедеврах.
Можно ли назвать самих «Пиратов ХХ века» таким же шедевром, стоящим в одном ряду с лучшими картинами СССР? По моему мнению, однозначно нет. Недоработок в фильме хоть отбавляй, да и сам по себе он мало чем отличается от стандартного голливудского фильма-боевика. Но, на пиратские фильмы аж в 1979 году. Насколько я помню, до него не было таких же популярных картин на эту тематику.
В любом случае, как я уже сказал, у «Пиратов» полным-полно проколов. Некоторые из них заметны уже во время первого просмотра, а некоторые я увидел далеко не сразу. Например, вся сцена захвата судна «Нежин» просто переполнена абсурдными моментами: пираты берут корабль на абордаж, спускаясь на канатах с тройниками – уже в следующей сцене этих самых канатов и след простыл, словно их решили выбросить в море.
Но ладно ещё эти канаты, вы заметили, что куда бы не стреляли захватчики, там нигде не остаются дырки от пуль? По-хорошему «Нежин» уже должен был быть выглядеть, как сито, после чего пойти ко дну. Ну и наших доблестных моряков, к слову, это тоже касается, ведь после перестрелки почти все из них остались невредимы.
Думаю, это не в последнюю очередь заслуга цензуры. Голливудские боевики могут себе позволить показывать последствия захвата корабля во всей красе, чего совсем не скажешь про советские фильмы, которые и за меньшее могли оставить пылиться на полке.
Или один из моих любимых моментов – прыжок с корабля в исполнении старшего механика Сергея Сергеевича, сыгранного Николаем Еременко. Помните этот момент? Я вот отчётливо помню, так как подобного бреда я в советских фильмах ещё не видел никогда.
Вы вообще видели какое там расстояние? Ни один человек, даже с идеальной физической подготовкой, не способен был совершить такой прыжок. Ну или мог бы, но вряд ли после этого остался в живых. Сергеевичу такая мелочная вещь, как закон притяжения, совсем не помешала.
Ну и вишенкой на торте является сама концовка. После захвата «Нежина» капитан отправляется на переговоры с пиратами. На удивление, те проявляют каплю человечности и позволяют экипажу уплыть на стареньком катере. Казалось бы, неужели такие подлецы способны на столь великодушный поступок?
Однако нет – они намеренно поломали двигатель, чтобы якобы отпустить заложников, после чего пустить их на корм рыбам. Перебор? Безусловно, зато как раз в их стиле. Не стерпев подобного, механик Сергей самолично отправляется на судно (пираты после захвата «Нежина» пересели на другой корабль поменьше).
Он заставляет Салеха передать координаты «Нежина» с призывом о помощи, после чего «нейтрализует» его и, пробравшись в механический отсек судна пиратов, уничтожает его.
Ну вот и хэппи энд, к чему тут можно докопаться? Только вот, каким образом экипаж собирался уплыть на своём сломанном катере? Нам не показали, как они смиренно ожидают помощи, что было бы вполне логично. Нет, вместо этого они пафосно уплывают в закат, ведь так нужно по канонам жанра.
Да, это совсем небольшой момент, но это ведь самая главная часть всей картины – её финал. Если уж он такой нелепый, то про остальной фильм говорить не приходится. Мне он, конечно, нравится, но отрицать его его абсурдность я никак не могу.