Фильм «Вий» изначально задумывался как очередная экранизация произведения Николая Васильевича Гоголя. Картину называли «проходной» уже на этапе идеи. Интерес к ней многократно возрос после того, как её купили несколько западных стран.
Один американский журналист даже написал в своей статье о том, что в Союзе сняли первый ужастик. Мистические фильмы часто кардинально меняют жизни актёров, которые в них снимались. Так случилось и с «Вием».
Как классика стала хоррором
Из всех произведений русской классической литературы почему-то именно «Вий» Гоголя пользуется у кинематографистов особой любовью. Самый первый фильм о чудовище, которому нужно поднять веки, сняли ещё в начале прошлого века, а последняя лента датируется 2014 годом. Самой же популярной, знаменитой и, наверное, любимой экранизацией, была и остаётся картина, вышедшая на экраны в далёком 1967 году с Натальей Варлей и Леонидом Куравлёвым в главным ролях.
Несмотря на отсутствие каких-либо особых спецэффектов, первый советский ужастик поражает воображение, даже обилие современных хорроров не делает его менее жутким.
«Вий» задумывался как экранизация классического произведения. Фильм ужасов снимать никто не собирался. Только вот совершенно неожиданно ленту купили Франция, Финляндия и США. В зарубежной прессе появилось несколько сенсационных статей, где писали, что в СССР сняли наконец-то ужастик! Так «Вий» стал первым советским хоррором. И последним. Больше в Союзе картин в этом жанре не снимали. В отечественном прокате лента заняла символическое 13 место — такие фильмы не пользовались спросом у советского зрителя.
Начало работы и первые проблемы
Иван Пырьев решил экранизировать произведение Гоголя и немедленно приступил к работе, но последовала заминка из-за того, что он параллельно должен был работать над «Братьями Карамазовыми». Работу останавливать было нельзя и Пырьев нашёл себе замену.
В режиссёрское кресло были посажены два талантливых молодых режиссёра Константин Ершов и Георгий Кропачёв. Пырьев считал, что один режиссёр не справится с экранизацией классического произведения.
Оба молодых человека были страстными поклонниками творчества Николая Васильевича Гоголя и с радостью приступили к делу. Иван Пырьев поставил режиссёрам лишь одно условие — он будет периодически приезжать на съёмки и контролировать процесс. Условие было принято и процесс пошёл.
Фильм сыграл роковую роль в жизни двух советских актрис, разрушив карьеру одной и поссорив с великими мира сего другую. Мало кто знает, что поначалу панночку должна была играть Александра Завьялова. С этой актрисой отсняли огромное количество киноматериала. Работа на площадке просто кипела. Неожиданно, посреди съёмочного процесса прозвучал телефонный звонок. Иван Пырьев, руководитель Мосфильма, был в ярости, он требовал немедленно снять Завьялову с роли и срочно найти ей замену.
Почему Завьялову заменили в срочном порядке?
Перед началом съёмок молодые режиссёры рассмотрели множество кандидатур. По их мнению, ни одна актриса не подходила на роль панночки. Кто-то предложил попробовать Александру Завьялову. Лишь посмотрев на её фотографии, актрису сочли идеальной кандидатурой и утвердили даже без проб.
Сам Леонид Куравлёв считает, что играть классику очень легко. Писатель уже настолько точно описал психологический портрет героя, что тебе не нужно уже ничем наполнять его — он готов. Просто бери и играй.
Александра Завьялова параллельно с «Вием» снималась в картине «Четыре страницы одной молодой жизни» режиссёра Резо Эсадзе. С Резо у неё были не просто рабочие отношения, а довольно бурный роман в то время. Тот в приказном порядке запретил Завьяловой сниматься в какой-либо картине, кроме его собственной, пока работа над ней не закончена. Эсадзе лично позвонил Кропачёву и потребовал снять актрису с роли. Та, конечно, не очень была этому рада, но подчинилась.
Существует и другая версия. Здесь замешана политика. Завьялова была популярной актрисой и очень красивой женщиной. На одном из дипломатических приёмов, незадолго до этих событий, она познакомилась с 50-летним американским бизнесменом. Совладелец крупной судоходной компании влюбился в советскую актрису без оглядки. На роман сразу же обратили своё самое пристальное внимание компетентные органы Советского Союза.
Вскоре несчастного предпринимателя обвинили в шпионаже и обязали в течение ближайших суток немедленно покинуть СССР. За Александрой же закрепилась репутация неблагонадёжной. В кино её негласно запретили снимать. Именно поэтому осторожный Иван Пырьев и решил заменить актрису прямо посреди съёмок. На волне популярности только что вышедшей на экраны «Кавказской пленницы», выбор пал на Наталью Варлей. Сама актриса согласилась из чистого любопытства.
К огромному сожалению, весь отснятый материал с Завьяловой был уничтожен. Лишь на одном кадре внимательный зритель может заметить, что в гробу, у которого сидит скорбящий отец панночки, лежит совсем не Варлей, а Завьялова. Невозможно сравнить их работу, но теперь это уже не так важно — фильм получился замечательный.
Трудности со старой ведьмой
Самые большие трудности возникли с поиском кандидатуры на старую ведьму. Режиссёры очень долго искали подходящий типаж, но так и не нашли. Им хотелось какую-то необычную старуху, а в то время единственной необычной старухой был Георгий Милляр. После съёмок «Вия» в советском кино появилась ещё одна необычная старуха в мужском исполнении. Какой-то помощник режиссёра в шутку предложил нарядить в женское платье актёра Николая Кутузова. Этот артист практически не снимался в кино, он играл в театре. Его называли мастером эпизода. Так случилось, что эта небольшая роль второго плана стала самой главной в кинокарьере Кутузова.
Неожиданный выбор натуры
Наконец актёрский состав был утверждён и режиссёры приступили к выбору натуры. Понятное дело, что снимать надо было в Украине. Но где именно? Авторы хотели в точности воссоздать эпоху, в которую жил и работал Николай Васильевич Гоголь. Кропачёв и Ершов исколесили всю республику в поисках подходящих мест, прежде чем нашли именно то, что им было нужно.
Если бы жители небольшого села Горохолин Лес в Ивано-Франковской области знали, чем для них обернутся съёмки картины «Вий», то гнали бы киношников вилами. Сгоревшая дотла церковь — это только начало всех неприятностей, которые обрушились на селян.
Несколько месяцев режиссёры снимали украинскую сельскую жизнь. Но начальство забраковало отснятый материал. Долгие сцены с языческими обрядами, культурными традициями и бытом оказались совершенно ненужными. Иван Пырьев срочно пригласил художника и режиссёра Александра Птушко, нужно было спасать фильм. Александр Лукич прославился своими экранизациями сказок. Самые зрелищные фильмы тех лет, со сложными комбинированными съёмками — это плоды его трудов.
С приходом Птушко съёмки пошли совсем по другому сценарию. По плану нужно было снимать отпевание панночки. В то время все церкви в Украине были разрушены или переделаны под склады. В Горохолином Лесу церковь была. Снаружи она подходила киношникам по всем параметрам — старинная, деревянная, небольшая. Церковную утварь привезли из Ивано-Франковска. Местные жители собрали всё, что было необходимо. Все предметы были старинными, оригинальными.
Как только начались съёмки, в селе начало твориться нечто необъяснимое. Прошло уже больше полувека, а там до сих пор живы легенды о женщине-следопыте. Она появилась в Горохолином Лесу незадолго до приезда кинематографистов. Кто эта дама и откуда — никто не знал. Но она отлично ориентировалась на местности и стала активно помогать в работе. Когда же съёмки закончились и все разъехались, женщина очень тяжело заболела и её увезли в неизвестном направлении. Имени её никто не помнит. Она исчезла столь же таинственно, как и появилась.
Позже все неприятности, происходившие в населённом пункте, неизменно связывались со съёмками мистической картины. Ещё одно событие до сих пор будоражит местное население. Церковь, в которой проходили съёмки, сгорела дотла. 20 февраля 2006 года люди увидели огромные языки пламени, когда приехали пожарные — спасать было уже нечего. Старая деревянная постройка вспыхнула как спичка и сгорела моментально. Причиной назвали короткое замыкание. Местные думают, что, возможно, всему виной горящие свечи.
После Ивано-Франковска, съёмочная группа отправилась дальше. Искали нужные декорации. Поиски привели их в древний Елецкий монастырь в Чернигове. В те времена здесь размещалось огромное количество разнообразных организаций. В том числе и областная библиотека. Её сотрудники до сих пор помнят, как проходили съёмки. Киношники приехали и вид монастыря привёл их в отчаяние. Всё было в ужасном состоянии. Мосфильмовцы привели здание в относительный порядок, произведя небольшой ремонт. Здесь снимались все сцены проводов семинаристов. В роли семинаристов выступали солдаты местного железнодорожного полка. Чтобы разбавить общество спортивного вида молодых людей, впереди поставили актёров массовки более подходящей для семинаристов комплекции.
После того как закончились натурные съёмки, группа вернулась на Мосфильм. Оставшиеся сцены были отсняты в павильонах киностудии. Некоторые декорации были позаимствованы у картины «Щит и меч».
Трюки и «разрушенная» карьера Варлей
Всю живность для съёмок «Вия» поставлял Тариэл Габидзашвили. Этот дрессировщик и постановщик трюковых сцен с животными был на киностудии единственным, кто умел находить общий язык с воронами, собаками и кошками. Все удивлялись, как ему удаётся заставить животных делать всё, как ему хочется. Кроме того, фантазёр Птушко придумал сделать из чёрных котят чёртиков. На животных одевали шапочки с рожками и снимали тень. Так создавалось ощущение, что по стенам бегает самая настоящая нечисть.
Люди тоже участвовали в трюках. Самым главным из них был, безусловно, полёт Натальи Варлей в гробу. Прежде чем посадить артистку в летящий гроб, режиссёр попросил своего помощника в нём попрыгать. Конструкция выдержала и приступили к съёмкам с героиней. Правда, однажды Варлей не удержалась, потеряла равновесие и выпала из гроба. Чуть позже она призналась, что несмотря на опыт работы воздушной гимнасткой в цирке, она сильно боялась высоты. В результате большой высоты и приличной скорости, у неё закружилась голова и она упала. Актрисе повезло, не произошло ничего страшного, её поймал Леонид Куравлёв.
Правда, по стране немедленно распространились слухи, что актриса разбилась на смерть. Даже после того, как стало ясно, что с Натальей всё в порядке, люди ещё долго судачили о чертовщине во время и после съёмок фильма и о всевозможных несчастьях, обрушившихся на головы создателей «Вия».
Долгое время и простой народ, и коллеги, и сама Варлей, считали, что именно съёмки в мистической картине виноваты в её разрушенной карьере. Позже актриса поняла, что интриги в театре, предательства, отсутствие ролей и прочие вещи легко объяснить и без мистики. Всего лишь зависть коллег и ничего больше. Но в то время сама Варлей сомневалась, что всё это просто так. Сегодня актриса уже так не считает. Всё, что происходило, не имело отношения к фильму, просто так должно было быть. К отсутствию достойных предложений сегодня относится философски, говорит, что времена изменились, теперь другие герои, а её панночка вышла из декораций 1970-х годов.