«Допрос» — громкое дело и Александр Калягин в роли азербайджанского следователя

Это, пожалуй, один из лучших милицейских детективов 1970-х, когда о работе правоохранительных органов снимали довольно много и – с удовольствием. «Допрос» (1979), созданный режиссёром Расимом Аджаговым по сценарию Рустама Ибрагимбекова, это не лишь ярко-художественный вымысел – это суровая, полудокументальная быль.

У «Допроса» есть конкретная база – «громкое» азербайджанское дело 1969 года, о чём говорится в самом начале картины. Нас погружают в реалии конца 1960-х, а чёрно-белая плёнка эффектно подчёркивает весь антураж. Фильм невероятно стильный – и это при нарочитой скупости внешнего выражения. Так бывает, когда за дело берётся команда профи, которым интересно работать над материалом.

В роли следователя Сейфи Ганиева снялся Александр Калягин, сумевший перевоплотиться в строгого и честного служителя порядка. Вообще, Калягин – великий артист, и потому обидно, что его постоянно ассоциируют с тётушкой Чарли. Большая часть киноистории – это допрос Ганиевым «цеховика», начальника подпольного галантерейного производства Мурада Абиева.

Его сыграл весьма уважаемый в Азербайджане актёр Гасан Мамедов. Да, напомню тем, кто не помнит – цеховиками называли «бизнесменов», которые создавали свои мини-фабрики по производству товаров широкого потребления, используя при этом государственное оборудование. Как правило, такие цеха располагались в южных республиках, но курироваться могли из Москвы, например.

Итак, Мамедову светит в лучше случае 15 лет лишения свободы, но он, явно, выгораживает своих шефов. Если он их выдаст, срок был бы меньше. Он тут – пешка, а не хозяин. А кто же реальные боссы? Видные деятели республики, руководители, повязанные коррупционными схемами. Это — шок, это реально страшно, ибо означает сотрясение основ.

Хотя… Ни для кого в СССР не было особым секретом, что в ряде республик процветает не только семейственность, но и система подношений «уважаемым людям», да и часть верхушки живёт не по советским правилам и нормам, а по некоей традиции. Следователь понимает, что Абиев – лишь верхушка айсберга. Но тот упирается.

В конечном итоге следствию удаётся вырулить на правильную дорогу и боссов красиво арестовывают. Да, показано, что в Азербайджане приняты шикарные свадьбы, дорогостоящие подарки, пристраивание детей, …что царит культ золота и драгоценностей и, если сам правоохранитель Сейфи – бессребреник, то его жена – типична для тамошнего социума, и потому пилит мужа.

В обществах, опирающихся на традицию, куда как больше отступлений от закона, чем хотелось бы. В этом фильме – много «изюминок». Например, изящная музыка азербайджанского композитора Эмина Сабит оглы Махмудова – стилизация под инструменталки 1960-х. Или, например, флешбэки, воспоминания подследственного, его мысленные разговоры с супругой Аян (Елена Прудникова).

А уж как прекрасен Евгений Лебедев в роли безымянного сокамерника, всё время пытавшегося рассказать «интересную историю»! А ещё у этой киноленты изумительное послевкусие, как после каждой, талантливо сделанной вещи. тут всё и все на своих местах, правильно расставлены акценты, в том числе эстетические, в нужных моментах звучат музыкальные композиции. В общем, произведение искусства.

Оцените статью
«Допрос» — громкое дело и Александр Калягин в роли азербайджанского следователя
Неужели это обычная «перестроечная чернуха»?