Лукашин из «Иронии судьбы» мог быть другим, а у Новосельцева финал не по книге. Малоизвестные факты о фильмах Андрея Мягкова

Фильмы с ролями Мягкова можно пересматривать снова и снова — и они не надоедают.

Его без преувеличения называют гордостью отечественного кино. Великий артист Андрей Мягков почти никогда не был доволен своими работами в кино — в отличие от зрителей, которые обожают его роли. Мы вспомнили 6 фильмов с участием Мягкова, которые невозможно не любить.

«Ирония судьбы»: сыграл дебошира так, что в него влюбилась вся страна

Вы представляете себе, что Женя Лукашин мог выглядеть вот так?

Звезда «Бриллиантовой руки» очень хотел сняться в новогодней комедии Эльдара Рязанова. Сам режиссер тоже остался доволен пробами Миронова и планировал работать только с этим актером. Но вмешался случай.

Рязанов выбрал Мягкова вопреки мнению Госкино. Режиссер показал кинопробы всех актеров и тогда глава Госкино Ермаш сказал:

«Вот только этого Мягкова не бери на роль, пожалеешь потом»

Рязанов удивился: почему это? А чиновник ответил:

«Ну посмотри сам, он уже на пробы пришел нетрезвым!»

И именно эта фраза подсказала Рязанову — только Мягков сможет так талантливо сыграть перебравшего врача, ведь на пробах актер был совершенно трезв.

Мягков сыграл полную противоположность себя: в реальной жизни он ненавидел баню и никогда бы не бросил женщину, на которой пообещал жениться. Игра была настолько сильной, что зрители были уверены — он в жизни такой же. Но все равно любили и Мягкова, и сыгранного им персонажа. А актера раздражало, что его самого видели таким же, как и Лукашина.

Главному герою «Иронии судьбы» досталось и от современных психологов — его типаж разбирают все кому не лень и считают его чуть ли не абьюзером с кучей комплексов. Но миллионам зрителей настолько все равно на эти трактовки, что они уже почти 50 лет каждый год 31 декабря смотрят на любимого Лукашина и готовят «Оливье».

Когда Андрею Мягкову задали вопрос, в чем, по его мнению, так любят Лукашина и почему такой оглушительный успех у «Иронии судьбы», он ответил просто:

«Это кино — доброе, в нем нет ни капли злости»

Начиная снимать народную комедию, Рязанов был уверен, что работает над простым фильмом. Он даже в мыслях не мог себе представить, что это будет новогодний хит на долгие-долгие годы. И хотя в этом фильме почти все персонажи со своим набором недостатков, их невозможно не полюбить. Рязанов подарил нам новогоднюю сказку, которая говорит: даже с таким недотепой, неудачником Лукашиным может случиться настоящее чудо. Поэтому каждый год 31 декабря миллионы зрителей пересматривают любимый фильм — он уже словно вшит в наш культурный код.

Почему мы пересматриваем историю Новосельцева в «Служебном романе» и не устаем

И если «Ирония судьбы» — символ Нового года в нашей стране, то «Служебный роман» — телетрадиция 8 марта. История «ротозея» Новосельцева и «мымры» Калугиной трогает наши сердца уже 47 лет!

Зрителям нравится, как невзрачная начальница вдруг становится красавицей, а нерешительный статист  — уверенным в себе мужчиной. Сначала он боится посмотреть в глаза начальству и более успешному другу молодости Самохвалову. А к финалу фильма не боится возразить Калугиной и дает пощечину тому же другу молодости.

Чтобы усилить образ безынициативного недотепы, Мягков появляется в накладных усиках и очках в грубой оправе. Но на этот прием режиссер пошел и по другой важной причине — было необходимо создать максимальную разницу между Новосельцевым и Лукашиным из «Иронии судьбы».

Анатолий Ефремович, как и другие сотрудники учреждения статистики, в те годы был очень близок многим зрителям. Ведь у него те же заботы, что и обычного советского гражданина. И вдруг этому персонажу удалось завоевать сердце неприступной руководительницы.

Кстати, в пьесе Рязанова и Брагинского, по которой снят фильм, финал был другим. Вот так, как мы помним, заканчивается картина:

А в пьесе Людмила Прокофьевна и Анатолий Ефремович целуются в кабинете. И вдруг к ним врывается Шурочка из профкома — она собирает деньги на очередной подарок сотруднице. Активистка сначала удивилась увиденному, но тут же продолжила как ни в чем не бывало — надо бы еще по 50 копеек на свадебный подарок. Калугина спрашивает, для кого именно, а Шурочка заявляет:

«Как кому? Вам! Вносите деньги и распишитесь»

Именно в «Служебном романе» зрители, наконец, услышали вокал Андрея Мягкова — в композициях «Моей душе покоя нет», «Нас в набитых трамваях болтает», «Облетают последние маки». Кстати, слова к песне «У природы нет плохой погоды» написал сам режиссер. И если его коллеги и артисты высоко оценили творчество Рязанова, то Мягков лишь сухо сказал:

«Ну, ничего вроде, хотя могло быть и получше»

И за это Рязанов его «наказал», как потом сам говорил, в следующей совместной работе «Гараж».

Как в «Гараже» Мягков «расплатился» за то, что не оценил стихи Эльдара Рязанова

«Хвостов, уйдите! От вас слишком большой шум»

Эти слова в «Гараже» товарищи Аникеева кричит в адрес совершенно беззвучного лаборанта Хвостова. Беззвучного потому, что этот персонаж потерял голос и может говорить только мимикой и жестами. Но зато как!

Эльдар Рязанов потом часто вспоминал, что «наказал» Мягкова за невысокую оценку его стихов такой почти молчаливой ролью. Но тут же подчеркивал, что это, разумеется, шутка.

Идея для «Гаража» взята из реальной жизни. Рязанов попал в ту же историю, что и персонажи фильма: однажды пришел на собрание пайщиков гаражно-строительного кооператива, которое растянулось не долгие часы и превратилось в ссору.

Все персонажи — распространенные в 70-е архетипы в советском обществе. По иронии судьбы, Мягкову достался такой же принципиальный и немногословный персонаж, как и он сам. Вне экрана и сцены актера сложно было назвать общительным, он всегда держался на расстоянии, но при этом уважительно. А еще у Мягкова были железные принципы, от которых он никогда не отказывался. Вероятно, поэтому эта, пусть и не главная роль, вновь удалась Мягкову.

«Я очень доволен, как Андрей Васильевич сыграл эту, пожалуй, самую невыгодную в фильме роль. И только благодаря мягковской натуральности, серьезности, обаянию безголосый Хвостов занимает достойное место в рядах борцов за справедливость, возглавляя вместе с героиней Ахеджаковой поход во имя честности и порядочности», — вспоминал Рязанов.

Карандышев в «Жестоком романсе» вызывает лишь жалость

Без участия Мягкова режиссер не представлял себе экранизацию пьесы Островского. И подтверждение тому — записка, направленная ему и Никите Михалкову, который сыграл Паратова:

«Если ты и Андрей Мягков будете сниматься, я буду снимать картину, а если нет, то не буду»

Юлий Капитоныч Карандышев в «Жестоком романсе» Рязанова — очень нетипичная роль для Андрея Мягкова. Во всяком случае, на фоне предыдущих рязановских фильмов.

Если в «Иронии судьбы» и «Служебном романсе» его герои добродушные и нерешительные интеллигенты, то Карандышева — мелкий, завистливый человек, к которому зрители не испытывают симпатии. Вместо нее — только жалость в самом плохом смысле этого слова. То, что персонаж Мягкова вызвал такую реакцию у зрителей, еще раз доказывает его безграничный и многогранный актерский талант.

Почему в фильме «Дни Турбиных» можно увидеть настоящего Мягкова

В фильме Владимира Басова зрители видят новую грань Мягкова. Он перевоплотился в Алексея Турбина — дворянина и военного, который переживает не только за свою семью в годы Гражданской войны, но и вверенных ему юнкеров и Россию.

Режиссер задолго до съемок фильма знал, что эту роль он доверит только Андрею Мягкову. И Басов не ошибся — артист идеально вжился в благородный образ.

Многие зрители считают, что именно в этой роли можно увидеть настоящий характер артиста — тот, с которым он шел по жизни.

«Андрей Мягков в роли Алексея Турбина гораздо более убедителен, чем Андрей Мягков в роли Жени Лукашина, Анатолия Новосельцева, Лаборанта Хвостова и других слабохарактерных чудаковатых персонажей. В этой роли виден тот внутренний стержень, который был в Мягкове и который невозможно сыграть», — пишут зрители в своих отзывах о «Днях Турбиных».

И, похоже, это во многом соответствует истине. Дело в том, что артист принадлежал к старинному дворянскому роду, поэтому стать, выдержка и благородство у него в крови. Интересно, что ударение в фамилии Мягков ставилось по-разному.

«У нас через поколение меняется расположение ударения. Папа мой Мягков — с ударением на последнем слоге. А дедушка — с ударением на первом слоге и так далее, по всей родословной. Таким образом, мою фамилию, наверное, надо бы произносить с ударением на первом слоге», — рассказывал артист.

Почему «Послесловие» впечатлит тех, кто знает Мягкова только по ролям Лукашина и Новосельцева

Совершенно удивительный фильм, но незаслуженно забытый. Легендарный режиссер Марлен Хуциев пригласил двух звезд в картину: Андрея Мягкова и Ростислава Плятта. Только на них и держится полуторачасовая картина — больше никаких персонажей и нет, за исключением очаровательной собаки.

Мягков играет 40-летнего ученого, который пишет диссертацию. Его жена уехала в командировку, а визит 75-летнего тестя стал неожиданностью. И вот в одной квартире представители двух совершенно разных поколений, два совершенно разных взгляда на жизнь.

Пожилой тесть, переживший войну, радуется каждому дню и мелочам жизни. Первая весенняя гроза приводит его в настоящий восторг.

«Странно. Мне 75, а я все еще чего-то жду», — говорит персонаж Плятта.

Его зять, напротив, невозмутимый и рассудительный. Каждый день Алексей Борисович и Владимир беседуют о разном, а порой и молчат, сидя друг напротив друга. Зять порой начинает раздражаться от слишком активного тестя, но проведенные вместе дни заставляют ученого по-другому взглянуть на свою жизнь.

Этот фильм не для тех, кто любит захватывающие истории со множеством сюжетных линий. Но он понравится тем, кто предпочитает камерное кино, побуждающее к размышлениям.

Оцените статью
Лукашин из «Иронии судьбы» мог быть другим, а у Новосельцева финал не по книге. Малоизвестные факты о фильмах Андрея Мягкова
Фильм-катастрофа про пожар, угрожавший взорвать город (по мотивам реального ЧП)