Как в анекдоте: «Правильно живешь, но слишком скучно». Бывают герои, положительные настолько, что ни шагу в сторону. Порой они выглядят даже нереально.
При этом далеко не все положительные герои – вот такие. Тут речь – лишь о тех, кто правилен в 100% случаев. Допустим, не подходят под этот типаж:
- учительница русского и литературы Светлана Афанасьевна в комедии СССР «Большая перемена». Она была идеалом, по словам историка Нестора Петровича. Но сам же он в ней разочаровался, разгадав ее придирки к ученику Ганже;
- Павел Кольцов в советском кино «Адъютант его превосходительства». Товарищ был бы всем прекрасен, но позволил себе влюбиться, нарушив важнейшее правило разведчиков. И даже встречался с той девушкой – пусть и по ее инициативе, но ведь встречался;
- священник Корнелиус во французском «Пятом элементе». Он тоже был насквозь положительным, однако нарушал правила. Например, незаконно проник в звездолет. Да-да, он это делал для блага: спасал мир. Но ведь законы нарушал, причем сознательно и по собственному почину;
- противоположный случай – тоже священник: в российском «Острове». Поведение у него было странным – для внешнего наблюдателя. А по факту он приносил большую пользу людям, был избранным.
Итак, давайте рассмотрим 12 примеров героев с зашкаливающей правильностью.
1. Миша Поляков из советских фильмов по книгам Анатолия Рыбакова – «Кортик», «Бронзовая птица» и «Последнее лето детства» – был образцом правильного пионера.
Даже шалил он, словно бы так и надо было. Допустим, чтоб уговорить друга Генку ехать вместе с ним в город, Миша тонко манипулировал: мол, герой плаката смотрит на тебя так строго, потому что ты трусишь и сбегаешь. И Миша был уверен в своей правоте, поэтому чисто формально от правильности не отступал.
Даже голос у него был таким, что можно было запускать его озвучивать показательные пионерские радиопередачи. Лично мне в детстве все фильмы по Рыбакову очень нравились, но вот Миша вызывал ощущение неестественности. И лишь став взрослой, я поняла, в чем причина: его озвучивала взрослая актриса.
2. Близким типажом был Саня Григорьев из пары экранизаций книги Вениамина Каверина «Два капитана». Даже если он допускал ошибки, это было не по его вине.
И, как водится, ему противостояли два антигероя:
- Николай Татаринов, сыгравший зловещую роль в гибели экспедиции и скрывающий это;
- вредный Санькин ровесник Миша Ромашов («Ромашка»).
На их фоне Саня выглядел еще более правильным. Можно сказать, антигерои играли примерно ту же роль, что некрасивые подруги – при обычной девочке.
3. Родственный, но уже более взрослый пример – Володя Шарапов из детектива СССР «Место встречи изменить нельзя». Он вообще не мог ни шагу ступить против закона. Так, когда Глеб Жеглов подбросил воришке кошелек, чтоб его поймать, Володя был возмущен.
Надо сказать, девушка ему досталась похожая по характеру. Пожалуй, это нечастый случай, когда герои кино и подходят друг другу и вместе будут счастливы на самом деле, а не с подтягиванием за уши.
4. Часто слишком правильными (во всяком случае, в рамках революционной логики) и честными были герои революционных же сюжетов. Допустим, еще один образ, воплощенный Владимиром Конкиным, – несгибаемый Павка Корчагин из экранизации романа Николая Островского «Как закалялась сталь».
Таких экранизаций было несколько: в 1935/1942, 1957, 1973 и 2000 гг. (первые сняты в СССР, последний – в Китае). Мы тут назвали Конкина в продолжение рассказа о его Шарапове.
5. Добавим такой максимально революционно-положительный образ, как Данко из советского мультфильма «Легенда о пламенном сердце» по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль».
Это был прямо-таки эталон и квинтэссенция Героя с большой буквы.
6. Другой пример – с другой стороны океана: Мелани Гамильтон из голливудских «Унесенных ветром». Градус ее положительности был настолько высоким, что даже Ретт Батлер, тот еще прожженный тип, искренне уважал и ценил ее выше всех.
Не было ни одного случая, когда бы милая Мелани поступила хоть чуть-чуть, да неправильно. Даже с контрабандистом Реттом она общалась исключительно с позиции правильной особы: не как светская дама (в обществе Батлера не любили и даже презирали), а как христианка.
Любимчик же главной героини Эшли Уилкс до положительности Мелани недотягивал. В отличие от него, девушка была активно доброй: вникала в чужие проблемы, всем помогала…
7. Другой персонаж из западных фильмов – журналист Фандор из франшизы о Фантомасе. Уж настолько этот гонявшийся за преступником сам был позитивным, что порой выглядел нереальным.
Чего стоила одна сцена, когда он со своей невестой спускался с горы в авто с неисправным тормозом. Девушка повисла на его руке с истеричными криками, явно мешая в сложной ситуации, а он лишь с любовью в голосе просил ее: «Осторожно, дорогая». При этом Фандор не терял хладнокровности и с машиной справился.
Мужчины, признайтесь честно: если бы (не дай Бог) вы оказались в подобной ситуации – вы смогли бы отвечать рыдающей так не вовремя у вас на плече супруге столь же ласково, заботливо и спокойно? ))
8. Из «забугорного» вспомним еще одну франшизу – «Властелин колец». Там положительных типажей было много, но из них самый-самый, до степени «не подкопаешься ни на миллиграмм», – хоббит Сэм.
Этот очаровательный садовник всегда помогал остальным, ничего не требуя взамен. Ни разу он не проявил себя сколь бы то ни было отрицательно.
Дошло до того, что, почти полностью утратив силы в изматывающем походе, он взвалил на себя Фродо и нес его долгое время. А потом еще и спасал того от разных врагов. И всё это – без сна, «с устатку и не евши».
Безусловно, Сэм был одним из лучших. Серьезно.
Ну, а если немного пошутить, то в связи с этим его «зато я могу нести вас» можно вспомнить отечественный анекдот:
«– Товарищ командир, у нас закончились патроны.
– Сидоров, но ты же коммунист!
И пулемет застрочил с новой силой…»
9. Еще пример из советского кино – полковник КГБ Виталий Славин, отправленный в Африку, в фильме «ТАСС уполномочен заявить…» по книге Юлиана Семенова.
Он был просто-таки суперменом. Причем порой даже слегка вопреки логике.
Так, известные разведчики говорят, что среди них нет «многофункциональных» агентов, но каждый акцентирован на чем-то своем: аналитик вроде Штирлица не показывает чудеса рукопашной, диверсант же на секретном объекте не выступает глубоким аналитиком и проч.
А вот Славин демонстрировал все стороны разведчика любой квалификации. Будучи аналитиком, он даже драться умел – что эффектно продемонстрировал в сцене, когда цэрэушник Джон Глэбб решил его подставить, сымитировав преступление и подослав полицию.
И даже попав после этого в тюрьму, с огромным риском сгинуть тут самым неприятным образом, наш агент сумел не просто найти решение, причем блестящее, но нанести ответный удар Джону. И всё это время он выглядел максимально достойно.
Причем, оказавшись в далекой стране, Славин не пользовался свободой и избегал «излишеств нехороших». Тот же цэрэушник, пока они еще с нашим кагэбэшником делали вид, будто дружат, на ночной тусовке в отеле смеялся: мистер Славин открытого ответа на вопрос «о девочках» не дает…
10. Другим сверх-положительным героем всегда был и остается доктор Ватсон из самых разных приключений Шерлока Холмса в экранизациях рассказов Конана Дойла в различных странах.
Тот же великий сыщик наполовину с иронией, наполовину с уважением и даже почтением называл друга образцом законопослушного гражданина.
Бывало, доктор участвовал в каких-то не самых законных делах, например:
- в ограблении Чарльза Милвертона с проникновением в его дом без каких бы то ни было санкций полиции – ордеров на обыск и т. д.;
- краже фотографии у певицы-аферистки Ирэн Адлер с проникновением в ее дом и даже с почти устройством в нем пожара.
Но он делал это сугубо с подачи Холмса («Вы, Ватсон, вообще… исправный служака…») и будучи сам уверен в праведности дела.
11. Упомянем и сказочных персонажей. Одна из них – Настенька из «Морозко».
Ее доброта была уж настолько всепоглощающей, что выглядела не совсем естественно. А некоторые зрители признавались, что эта девушка их раздражала своей повышенной умилительностью.
Мы уж молчим о том, что, как пошутили обыгравшие ситуацию «Уральские пельмени», к Настеньке «вместе со здравым смыслом инстинкт самосохранения давно не заходил». Вот ведь, желая угодить мачехе и идущему у нее на поводу отцу, Настенька ничего не сделала для своего спасения из морозного леса. Не появись там волшебник – так и сгинула бы девчушка… по доброй воле и из слишком добрых побуждений…
12. И на сладкое – пример из советских и российских мультфильмов о Незнайке. Везде в этих сказках был персонаж, противоположный заглавному по характеру: Знайка.
Этот весьма ученый коротышка всегда был при деле. Причем успевал добиваться просто фантастических результатов за минимальные сроки.
Мы нашли лунный камень? Вот и давайте за пару недель до новолуния сделаем массу дел, которых никогда не делали раньше (построим ракету, оснастим ее всем нужным, обучим команду…), и быстренько слетаем на Луну. И ведь слетали!..
..То есть слетали бы – если бы не веселая хаотичность, которую вносил Незнайка с его проделками (вспомним кино-Мюллера: «Сложно понять логику непрофессионалов»)…
Это как раз и отличает героев, положительных не по максимуму, от героев, положительных зашкаливающе. Первые могут вытворять разные шалости, однако это не слишком портит ситуацию, зато делает сюжет интереснее, в том числе смешнее. Вторые же порой выглядят живыми памятниками.
П. с. Дорогие друзья, а какие примеры чересчур положительных героев можете назвать вы?