60-е годы были пиком творческого подъема классика отечественной комедии Леонида Гайдая, которого я бы поставил в один ряд с Чарли Чаплиным. В то время режиссер снимал очень смешные фильмы, которые навсегда вошли в «золотой фонд» нашего кино и не потеряли своей актуальности до сих пор.
Их с интересом смотрят юные зрители и в сотый раз пересматривают пенсионеры. О «Кавказской пленнице» написано много статей и сняты десятки телепередач. Я, как рыбак, попытался выудить не слишком распространенные, но очень интересные факты про эту великолепную комедийную ленту:
- В первоначальном сценарии «Кавказской пленницы» было две части. Сюжет первой совпадал с историей, показанной в фильме, а вторая серия была посвящена приключениям в горах Труса, Балбеса и Бывалого, которые прятались там от милиции и притворялись Снежным человеком. Режиссер сам убрал вторую часть из сценария, так как заметил в ней сходство с сюжетом «Человека ниоткуда». Фильм с таким названием снял Эльдар Рязанов.
- Гайдай хотел показать в самом начале комедии стену и подходящего к ней труса, который после написания буквы «Х» убегает. Затем мы видим Балбеса, дописывающего «У». Его спугнул милицейский свисток. Бывалому пришлось завершить «творчество» приятелей. Он написал на стене «Художественный фильм». Цензоры не одобрили такую заставку.
- Советские кинематографисты знали Георгия Вицина, как абсолютного трезвенника. Когда снимали сцену рядом с пивной бочкой, непьющий актер хотел, чтобы в воду добавили сироп шиповника. Но кружка с такой жидкостью выглядела неубедительно. По совету Никулина для имитации пены в нее была добавлена вата, но идея не сработала. Вицину пришлось пить настоящее пиво. Больше никогда в жизни ни до, ни после этого он не употреблял алкогольные напитки.
- Гайдай хотел, чтобы Нину сыграла актриса, одновременно похожая на Кармен и Бэлу из лермонтовской повести «Герой нашего времени». Он отсмотрел на пробах Наталью Фатееву, Ларису Голубкину, Анастасию Вертинскую и других красавиц, но в итоге остановил свой выбор на девятнадцатилетней цирковой эквилибристке Наталье Варлей. Купальник для нее был привычной униформой. Она не пользовалась услугами каскадеров и плавала в ледяной воде горной речки.
- После съемок «Кавказской пленницы» Гайдай прекратил сотрудничество с оператором Константином Бровиным, у которого случались алкогольные срывы. Иногда режиссеру самому приходилось управлять кинокамерой. Кроме того, Бровин спаивал исполнителя роли Шурика Александра Демьяненко.
- Трус, Балбес и Бывалый ездят на немецком автомобиле «Adler Trumpf» 30-х годов, который принадлежал Никулину. Но в нем были установлены запчасти от машины «Москвич-407».
- Евгений Моргунов вел себя на съемках «Кавказской пленницы» вызывающе. Однажды он появился на площадке (другие говорят – в кинозале, где показывали рабочие материалы) в сопровождении поклонниц. Гайдай поссорился с актером и убрал из сценария много сцен с Бывалым. После этого режиссер больше не задействовал троицу в своих фильмах.
В «Кавказской пленнице» Гайдая еще чувствуется «оттепельный» дух свободы. Только мастер не стал философствовать и не хотел быть слишком заумным, как многие его коллеги, работавшие в 60-х годах и ориентировавшиеся на французскую «новую волну». Гайдай с одной стороны снял модное по тем временам кино со всеми внешними атрибутами «оттепели», но при этом умудрился не скатываться в сиюминутный морализм.
«Кавказская пленница» не стала свидетельством «эпохи свободы», как «Застава Ильича» или «Я шагаю по Москве». Это фильм на все времена, но с душой 60-х. А какие ваши любимые фильмы периода советской «оттепели»?