Вот такой вопрос неоднократно встречался в комментариях к статьям, посвященным фильму «Осенний марафон». А в самом деле — почему?
Нина Евлампиевна, она же Н.Е., она же ЭТА — женщина возрастом 40 или чуть больше. У Нины Евлампиевны депрессия. Она всё время находится в подавленном состоянии, чувствует себя никому не нужной, ей кажется, что её жизнь проходит впустую. Дочь недавно вышла замуж и упорхнула в самостоятельную жизнь. Родители ей стали не нужны — да, так часто бывает, особенно в молодости. Вчерашний ребенок вырывается на свободу и стремится как можно быстрее и полнее вкусить все её плоды. Ну какие родители, когда тут жизнь кипит? Кажется, что любой жест со стороны предков в твою сторону это попытка контроля, а так хочется самостоятельности. Вот и дочка Бузыкиных даже занавески отвергла, которые Нина Евлампиевна ей купила — у неё с мужем свои вкусы. И Нина Евлампиевна воспринимает этот жест как отвержение себя лично и горестно вздыхает: «Никому я не нужна».
Никому — потому что и мужем она отвергнута. Былая любовь давно остыла, живут по инерции и бонусом — у мужа молодая любовница. Конечно, Нина Евлампиевна о ней знает. Аллочка сделала всё, чтобы Нина узнала о том, что она, Аллочка, есть в жизни её мужа. Это предательство усиливает чувство безысходности и ненужности. Жизнь Нины Евлампиевны наполнена страданиями. И на этом фоне возникает вполне справедливый вопрос: почему она не уйдет от такого мужа? Ведь ей стало бы легче. Да что там — всем стало бы легче. Маленьких детей поднимать не надо, работа у неё есть, чувства к мужу давно угасли, если не совсем, то почти. Но она не уходит. И даже сделав попытку, всё равно возвращается.
Почему она не уходит. Самое простое предположение — ей просто некуда уйти. Это сейчас съём на каждом шагу, а в советское время с этим был напряг. Взять и вот так запросто куда-то уйти было очень трудно. Прописка в квартире давала право на метры. Так люди уже и жили после разводов — в одной комнате бывшая жена, в другой комнате бывший муж с новой женой.
Предположение второе: привычка. Я не знаю, сколько лет она с мужем прожила в этой квартире. Явно не один год. Здесь каждый миллиметр паркета, обоев ею выстрадан, любовно доведен до совершенства в той мере, в какой она себе это представляет. Она с любовью выбирала для этой квартиры обои, люстры и занавески. Она уже приросла к этой квартире. Здесь — частица её самой, её любви, её воспоминаний о счастливых днях молодости. Это то, что называют насиженным гнездом. Легко ли вот так взять и бросить всё, что связано с лучшими воспоминаниями в её жизни? То, во что вложено столько сил и любви?
Предположение третье: она надеется, что всё будет как раньше. Да, Нина Евлампьевна живёт надеждой, что Андрей всё-таки найдёт в себе смелость порвать с Аллочкой, и тогда у них всё будет так же, как лет десять или пятнадцать назад. Я знаю огромное количество женщин, которые терпят такое положение в семье только потому, что верят: их мужья одумаются и прекратят отношения с любовницами. Уйти — значит сдаться и отдать мужа ей. Это такой вид пассивной борьбы — не уступать. Иногда это срабатывает.
И четвертое предположение: она не уходит, потому что… любит Бузыкина. Да, с годами любовь становится иной, страсти утихают, отношения приобретают черты привычки друг к другу — в хорошем смысле. Но они уже сроднились. Как однажды сказал мне один мужчина — развестись это как руку оторвать или ногу. Она просто не мыслит своей жизни без этого беспомощного 45-летнего ребенка. Потому и вернулась.