После просмотра фильма «Гений» создаются достаточно странные впечатления, хотя, я бы сказал, в большей мере неоднозначные. Я уже неоднократно выражал свою любовь к этому произведению от режиссёра Виктора Сергеева и всё ещё считаю этот фильм одним из самых недооценённых образцов советского кинематографа. Однако его финал вызывает слишком много вопросов, остающихся без ответа.
Итак, давайте в общих чертах вспомним о сюжете. Главный герой Сергей Ненашев, безупречно сыгранный Александром Абдуловым, является гениальным физиком-изобретателем, научные таланты которого остались незамеченными, отчего на жизнь он зарабатывает не совсем законными путями, при этом официально работая продавцом овощей и фруктов. Правда, его «профессиональная деятельность» навлекает на него внимание местных авторитетов и, само собой, милиции.
Я как-то видел один странный аргумент, якобы Ненашева в финале не арестовали по той причине, что у них не было как таковых прямых доказательств против него. Конечно, в какой-то момент он сам отдаёт в руки милиции свои чистосердечные показания, в обмен на то, что они помогут спасти его дочь.
Но пишет он это признание исчезающими чернилами, отчего все показания Сергея просто пропали! Да, безусловно крайне интересный трюк, на который у меня уже есть несколько контраргументов.
Во-первых, почему его сразу не поместили под арест после дачи показаний? Его могли сразу же упечь за решётку, как только бумага оказалась на руках милиции. Что именно останавливало их от этого?
Да, они заключили сделку, якобы сейчас он даёт показания, а они ему деньги, за которые он спасает свою ненаглядную дочурку, только вот, у правоохранительных органов не было никакого права так просто отпускать опасного преступника на все 4 стороны.
С чего они в принципе взяли, что вся эта история с похищением дочери не подстроена гениальным умом самого Ненашева? Могли бы за ним хоть охрану приставить, чтобы те сразу после выкупа его поместили в автозак и повезли в места не столь отдалённые.
Во-вторых, исчезающие чернила не «исчезают». По-научному они называются «симпатические». Для их изготовления не нужны какие-то труднонаходимые материалы, будет достаточно вполне обычной лимонной кислоты, к примеру, воска, да хоть яблочного сока – создать их можно из множества ингредиентов. Только вот эта самая надпись не «исчезает» полностью, ведь её всё ещё можно увидеть под специальным воздействием.
В большинстве случаев будет достаточно просто нагреть бумагу, как минимум. Если в чернилах использовался воск, то поможет зубной порошок, а если лимонная кислота – индикатор метиловый оранжевый. В общем, проявить симпатические чернила совсем не составляет труда.
Конечно, теоретически, Сергей мог написать это какими-то сверхуникальными невиданными науке чернилами, абсолютно целиком растворяющимися на бумаге, только вот, тогда фильм переходит в разряд нелепой фантастики.
Весь этот сюжетный поворот при малейшем осмыслении смотрится максимально неестественно, я бы даже сказал, нелепо. На остальные гениальные проделки Ненашева ещё как-то можно закрыть глаза, а порой попытаться найти реальное объяснение, но вся эта чепуха с исчезающими чернилами выходит за все рамки.
К тому же, не логичнее было бы в финале посадить Ненашева за решётку? Да, он безусловно не плохой человек, особо никому зла не причинил, максимум одного зажиточного корпората испугал добытым на него компроматом. Но он всё ещё преступник.
Почему в конце он не мог просто пожертвовать своей свободой ради спасения дочери? Это был бы драматичный трогательный финал, показывающий качественные изменения Ненашева, его личностный рост, ведь теперь он готов взять на себя ответственность за содеянное, добровольно сдавшись в руки правосудия.
Нет, давайте лучше сделаем эту абсурдную концовку с исчезающим признанием. Такое ощущение, будто сценаристы что-то там отдалённо слышали о симпатических чернилах и решили это добавить в фильм, при этом совершенно не понимая, как это вообще устроено.
Полностью растворяющиеся исчезающие чернила пока невозможны в природе. Хоть какой-то след на бумаге они так или иначе должны были оставить, а не просто раствориться в воздухе спустя время. Уже молчу о том, насколько некомпетентными в картине показаны сотрудники милиции, позволившие мошеннику сбежать прямо у себя из-под носа, хотя была сотня возможностей поймать его и вытащить признание самыми разными способами.