«Мать и мачеха» — о гуляющей матери и доброй мачехе

Очередной забытый фильм — «Мать и мачеха» (1964) режиссёра Леонида Пчёлкина с блестящим дуэтом Любови Соколовой и Нины Ургант. Разумеется, тут много дидактических посылов – дескать, не та мать, что родила, но та мать, что воспитала.

Итак, Нина Ургант играет симпатичную, ветреную дамочку, что когда-то рванула за очередным ухажёром, которому оказалась не нужна «малявка». Катерина всегда растворялась в мужчинах, забывая о гордости. Какие уж тут дети?

Да, и этот-то ребёнок не от первого брака – того брака-то и не было, но от свободной связи с рвачом Филькой (Анатолий Папанов, умеющий играть гадов). Катя любит красиво пожить, потусоваться. Этот стиль назывался лёгкая жизнь.

Выясняется, что нынче работает в буфете, а это – маркер. В нашем искусстве буфетчица – всегда сомнительная личность. В СССР бытовала негласная иерархия профессий, а «плохими» в кино чаще всего оказывались работники торговли и сферы услуг, дантисты, адвокаты и манекенщицы.

Но вернёмся к шалой Кате. Она прибывает в свою Берёзовку, чтобы продать хату, но заходит к той, что некогда удочерила Нюрочку, а та Нюрочка-то уже пятиклассница – носит туфельки, рассуждает, читает книжки. Прилежная ученица, рьяно исправляющая свои двойки, если таковые случаются.

А растит Нюрочку передовая колхозница Прасковья (Любовь Соколова) – она и труженица, и общественница, и дом у неё – полная чаша. И взыграло у Катерины нечто, вроде зависти, точнее – сплошная зависть. Кому-то всё, а ей – пустота?!

Тот факт, что «всё» — результат превеликих усилий как-то ускользнул от весёлой буфетчицы. И решила она отобрать Нюрочку у счастливой мачехи. Прямо чувствуется, что это не от внезапно возникшего материнского инстинкта, но именно из своеобразной корысти.

Надо увести чистенькую пятиклашку из благополучного дома, взять готовенькое, не ею созданное, «наказать» слишком порядочную женщину за её чистоту. Однако в финале буфетчица начинает что-то понимать – следуют истерика за истерикой…

Гнев перерастает в принятие, и Катя уезжает из колхоза, написав записку Прасковье. В планах – уехать далеко-далеко и начать новую жизнь, уже без Филек и брошенных детей. Ей всего тридцать, она хороша собой. Если осознала, то, наверное, сложится.

Хотя, как показывает практика, такие Катюшки редко выруливают на правильные пути. Держатся некоторое время на эмоциях, а потом снова едут по затверженной, «лёгкой» колее. Наверняка снова устроится в буфет, станет крутить амуры…

В повествовании ещё имеется колхозно-общественная линия, однако, она не так интересна, как мелодраматическая – просто нам показывают, что Прасковья – честная, справедливая и мудрая. К ней идут за советом. Она — лучшая. Такая уж точно воспитает хорошего человека.

Помимо вышеназванных звёзд, в фильме снимались: Николай Гриценко, Евгений Матвеев, Алексей Смирнов. Прекрасна фоновая музыка Вениамина Баснера, одного из лучших советских композиторов. Да и вообще это очень доброе кино…

Оцените статью
«Мать и мачеха» — о гуляющей матери и доброй мачехе
«Иван Васильевич меняет профессию» — героиня Кустинской с точки зрения моды