«Большая семья» — можно ли понять Лиду?

На днях мне предложили обсудить киноработу Иосифа Хейфица «Большая семья» (1954), снятую по роману Всеволода Кочетова «Журбины». Здесь прекрасно всё – и повествовательность, и увлекательные повороты фабул, и красиво поданная идеология, но самое главное – это эстетика великого дела.

Пролетарии Журбины подчинены единой цели – строительству кораблей, а если глубже – построению коммунизма. Пафоса много, и он порой кажется излишним – рабочие в своей повседневности не говорили о победе над мировым капиталом.

Однако эту патетику можно извинить, коль скоро мы говорим об искусстве – оно в 99 из 100 отражает не реальность, но идеал. Итак, большая семья и – большое дело. Для Журбиных те корабли – это не профессия, но миссия. Поэтому женщинам – жёнам, мамам и сёстрам надо или включаться в процесс, или смиряться.

Поэтому-то вспомнилась одна из жён этого многочисленного семейства – красавица Лида (Клара Лучко). В самом начале мы её видим, раскладывающей пасьянс, в шикарном халате, накрашенную. Лида жалуется родственнице, что ей плохо, да и вообще – жизнь проходит мимо.

А всё почему? Её муж Виктор, старший из братьев Журбиных (Сергей Курилов), полностью посвятил себя работе и даже дома говорит об изобретениях, новациях, мечтая сконструировать универсальный станок для изготовления моделей. А супруга там земная – ей нужен стандартный уют, в котором нет ничего дурного.

При том, что Лида – неплохая женщина, а, если нам показывают атрибуты мещанства – все эти картишки и яркий макияж, то не это – суть. Ну, не любит она корабли! Она сугубо домашняя. Ей бы какого снабженца, а если инженера, то не такого полыхающего идеями. Обычного.

Того, который на службе не полыхает, а просто трудится. Виктору неинтересно с женой, а Лидии – с мужем. Он забывает о десятой годовщине свадьбы, что для таких, как Лидия – сродни тотальному равнодушию. И тогда она решает уйти. Что ж супруг? Жаль, но так уж она решила.

Ощущение, что Виктор даже вздохнул с облегчением – не «его» женщина оказалась, так путь уходит. Устроилась куда-то к геологам. Там есть момент, когда Лидия заходит на участок Журбиных, будучи проездом. Чужие люди. Она даже не зашла в дом, ибо зачем?

А Виктор опять не проявил пыла – весь его пыл оставлен на верфи. Тут понять можно и его, и её – слишком уж разные установки. Ей нужна любовь и — быть на первом месте, а у Виктора на первом месте корабли. И на втором. И на третьем. А быть на четвёртом для Лидии никак не возможно.

Быть может, найдёт ещё того, кто поставит её на пьедестал? А вообще, женщины часто делают колоссальную ошибку – сначала влюбляются в парней с золотыми и руками и горящими глазами. В тех, у кого есть дело, а потом обижаются, что оно (дело) у них есть.

P.S. Да, завтра мы поговорим ещё об одной паре – об Алёше и Кате …и о том любовном треугольнике, что создал импозантный зав.клубом.

Оцените статью