Парадокс, но режиссеру успешных «Джентльменов удачи» очень не везло в карьере.
Фильм «Джентльмены удачи» — одна из любимейших картин у наших зрителей. На фоне такого успеха сложно поверить в то, что ее режиссера считают очень неудачливым кинематографистом. А последний фильм Александра Серого и вовсе не оправдал его надежд. Расскажем, с чем столкнулся режиссер и почему лента «Берегите мужчин» не смогла повторить успех «Джентльменов удачи».
Комедия «Джентльмены удачи» получилась очень успешной. Но почему ее режиссеру удача не улыбалась
Фильм «Джентльмены удачи» вышел на советские экраны в 1971 году и произвел настоящий фурор. Но многие зрители почему-то ошибочно считают Георгия Данелия режиссером этой картины. Вот почему так получилось.
Дело в том, что именно Данелия выступил на премьерном показе картины в кинотеатре. Однако это была вынужденная мера. Настоящий режиссер ленты Александр Серый в тот момент лежал в больнице и не смог присутствовать на премьере собственного фильма. А причем тут Данелия?
Он внес большой вклад в эту картину: написал сценарий к «Джентльменам удачи». А еще Данелия был другом Александра Серого со студенчества и помогал ему в организации съемок. Поэтому многие ассоциируют Данелия с этим фильмом, хотя в титрах в графе режиссер крупным шрифтом указано имя Серого. Однако его почти никто не помнит.
После выхода этого легендарного фильма Александр Серый не получил ни славы, ни большого гонорара. А причина крылась в его темном прошлом.
У Серого была запятнана репутация. Настолько, что ему всячески перекрывали кислород на Мосфильме. Дело в том, что режиссер совершил преступление на почве ревности, за что ему дали срок. И хотя за Александра Ивановича активно заступались учителя, сокурсники и друзья, снимать кино ему не давали.
А за результат работы Серого над «Джентльменами удачи» попросили ответить Георгия Данелия. Причем головой.
Картина понравилась комиссии, но из-за темного прошлого Серого члены комитета присвоили киноленте лишь вторую категорию из трех возможных. «Джентльменов удачи» сочли второсортным фильмом и платить большой гонорар за него режиссеру никто не собирался. А зря.
Каково же было их удивление, когда картину ждал оглушительный успех. Фильм посмотрело рекордное количество зрителей — 65 миллионов человек в первый год проката. Кассовый сбор — баснословный. Но даже после ходатайства к руководству о смене категории фильма и увеличения вознаграждения для режиссера, его так и оставили во второй категории.
Серый тяжело переживал невостребованность и мечтал о новом шедевре
После триумфа «Джентльменов удачи» Серому хотелось достичь большего. Ему не нравилось, что фильм ассоциируют с Данелия, а его самого не знают даже коллеги. Что уж говорить о зрителях, которые пачками присылали письма в адрес Данелия с благодарностью за легендарную комедию. Тогда Серый придумал гениальный план.
Он наметил снять такой фильм, чтобы его успех превзошел «Джентльменов удачи». Но несмотря на популярность комедии, работать режиссеру не давали. На Мосфильме Александра по-прежнему сторонились.
Пауза в работе режиссера затянулась на 5 лет. Для него это казалось вечностью. Серому не предлагали сценариев. У него не брали интервью. Не показывали по телевидению. Да что там! Его не знали в лицо даже технические работники киностудии. Такое отношение угнетало кинематографиста, но он не сдался.
Следующий свой фильм «Ты — мне, я — тебе» Александр Серый снял в 1976 году. Это была история об инспекторе Рыбнадзора и его брате. Съемки проходили под Астраханью и затрагивали волнующую тему того времени — дефицит. У картины даже рабочее название было «Сегодня икры не будет», но его пришлось заменить из-за цензуры. Но режиссер не прогадал.
Киноленту ждал успех. Фильм посмотрели более 40 млн зрителей. Однако Серому было мало. Александр хотел превзойти результат кассовых сборов «Джентльменов удачи», а не получилось. К тому же все лавры вновь достались не режиссеру. Пресса, зрители и члены комиссии отмечали лишь актерское мастерство Леонида Куравлева. Про Александра Ивановича никто и речи не заводил.
Почему последний фильм Серого не смог повторить успех «Джентльменов удачи»
«Не даете сценарии для съемки? Тогда я напишу его сам!»
Вероятно, именно так подумал Серый, устав от очередного творческого застоя не по своей инициативе. К 1977 году он написал сценарий к фильму «Дальше — больше», который в прокате появился с названием «Берегите мужчин!».
Но строгие правила советского кинематографа не разрешали режиссерам снимать фильмы по своему сценарию. Только заслуженные режиссеры СССР удостаивались такой чести — Рязанов, Гайдай, Данелия. Серый в этот список не входил. Но он придумал хитрый план. И вот, какой.
Серый «отдал» авторство своей жене. Он намеренно солгал, что сценарий написала Марина Акопова и его одноклассница под фамилией Шимес. А когда пришло время защищать сценарий, режиссер попросил свою приятельницу представиться этим вторым псевдосценаристом. Ведь настоящая Шимес, ничего не подозревая, уехала отдыхать на море.
Так, деньги от написанного сценария по праву остались в семье режиссера. Тем более что описанная в сценарии история оказалась почти автобиографична.
В основе сюжета фильма «Дальше — больше» лежит любовный треугольник. Супруги несчастливы вместе и тут в их хрупкие отношение вмешивается красивый скульптор. История борьбы с соперником за сердце любимой женщины была знакома Серому не понаслышке.
Именно из-за ссоры с ухажером Марины Александр преступил черту закона, а потом пострадала и его карьера. Режиссер посчитал, что на этой истории можно неплохо сыграть. Но одного сюжета было мало. Серый знал: нужны звездные актеры для привлечения народа в кинотеатры.
Его выбор пал на две пары: Наталью Гундареву с Юрием Соломиным и Леонида Куравлева с Ниной Руслановой. Александр хотел снять в фильме первых, но Гундарева и Соломин абсолютно не смотрелись вместе в кадре. Супругов из них на экране совсем не получалось.
Тогда было принято решение снимать Русланову и Куравлева. Но тут работа не клеилась уже с режиссером.
Единственной, кто мог вывести спокойного Серого из себя, была именно Русланова. Когда Александр сказал ей, что хочет попробовать повторить некий прием из «Джентльменов удачи», актриса возмутилась:
«А что Вы мне старые картины припоминаете?»
В другой раз Серый показал Руслановой, как сыграть одну сцену, а она кинула в него чашку и ушла с площадки.
Чтобы помирить режиссера с актрисой и продолжить работу, пришлось вызвать парламентера — Куравлева. Его навыки дипломатии помогали еще не раз. Но не только ссоры Серого с Руслановой омрачали съемочный процесс.
Работа над картиной шла долго и тяжело. Причиной тому стало состояние здоровья режиссера. Видя недомогание Серого, оператор Ральф Келли регулярно объявлял перерыв раньше и чаще положенного. То актерам грим нужно поправить, то свет поправить, то еще что-то. Лишь бы Александр смог немного отдохнуть. Келли даже команду «Мотор!» кричал вместо Серого. И такая забота о режиссере сыграла злую шутку с фильмом.
Создание киноленты затянулось на 5 лет. И это по сравнению с теми же «Джентльменами удачи», которые отсняли всего за 3 месяца. На киностудии таким результатом были недовольны. Как и вторым названием картины.
В феврале 1983 года фильм вышел в прокат вышел под названием «Берегите мужчин» вместо первоначального «Дальше — больше». Многие подумали, что это -ответ телевизионной комедии «Берегите женщин», которая вышла в конце 1981-го. Однако архивные документы это опровергают. Еще до выхода кино про женщин-матросов Серый называл свой фильм «Берегите мужчин!».
По кинолента не оправдала ожиданий режиссера. За год последнюю комедию Серого посмотрели всего 16 миллионов зрителей. Он посчитал такой результат провальным и остаток своей жизни посвятил поискам идеального сценария для нового кинохита. Но так и не нашел.
Фильм «Берегите мужчин!» стал последней работой режиссера. Серого не стало в 1987 году.