История создания фильма «Афоня» — как из драмы сделали комедию

Скоро этому замечательному фильму исполнится полвека, но до сих пор он остается одним из самых любимых у наших зрителей.

Не все любители кино знают, что фильм режиссёра Георгия Данелии «Афоня» первоначально задумывался как остросоциальная драма. И в первом варианте сценария, который так и не был утверждён, история московского сантехника Афанасия Борщова являлась даже не мелодрамой, а настоящей полноценной кинодрамой с тяжёлым драматическим финалом.

А сам сюжет должен был наглядно продемонстрировать деградацию молодого человека. В том числе и по причине злоупотребления алкоголем. Поэтому неудивительно, что первоначально на главную роль режиссёр рассматривал Владимира Высоцкого — актёра далеко не комедийного.

В середине 70-х годов уровень пьянства в советском обществе был действительно очень высоким. Особенно среди рабочего класса. Именно тогда, чтобы как-то исправить ситуацию, в Советском Союзе значительно увеличилось количество так называемых лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), которые мало чем отличались от мест лишения свободы.

Те же строгие порядки, как в колониях для заключённых, правда, более короткие «сроки» и без внесения в личное дело «судимости».

Георгий Данелия знал об этом. Для принудительного помещения гражданина (или гражданки) в ЛТП, достаточно было решения народного судьи или даже товарищеского суда, которые были на всех крупных советских предприятиях.

Например, в 70-х годах на «Мосфильме» минимум два раза в год собирались члены товарищеского суда, чтобы отправить на принудительное лечение кого-нибудь из сотрудников киностудии.

Поэтому изначально свой фильм Данелия задумывал как остросоциальную драму. В том числе и о вреде пьянства. Первое рабочее название будущего фильма было «История водопроводчика Афанасия Борщова».

По ходу работы над фильмом название несколько раз менялось. Но потом Данелия на своей режиссёрской копии сценария перечеркнул все предыдущие названия и временно кратко подписал его «Афоня». Дескать, потом придумаем хорошее название. А позже сам же понял, что это и есть самое подходящее название.

Ещё на стадии утверждения сценария редколлегия резко выступила против такого фильма. Что, впрочем, не удивило сценариста Александра Бородянского. На этот случай был приготовлен второй вариант сценария, в котором сатирических эпизодов было поменьше. Но и следующий вариант членам редколлегии не понравился. Особенно открытый и одновременно с этим драматический финал картины.

Ведь по замыслу Бородянского, фильм должен был заканчиваться эпизодом проверки паспорта у Афони в аэропорту. Милиционер долго его рассматривает, а потом предлагает ему пройти в отделение: «Паспорт-то не Ваш, молодой человек».

После этого на экране крупным планом появляется лицо Афанасия, на котором наглядно видна разница между молодой и задорной физиономией в паспорте, и отчаявшимся небритым лицом резко постаревшего мужчины с пустыми стеклянными глазами. Сильнейшая немая сцена полного краха ещё недавно уверенной и даже наглой личности главного героя.

Далее, по замыслу сценариста, сразу должны пойти заключительные титры с финальной музыкальной темой.

Настоящая драма с вполне заслуженным концом для совсем не положительного героя. Не правда ли? И вполне в духе Данелии, который любил добавить горькую пилюлю философии в каждый свой фильм.

Но с такой трактовкой сюжета категорически не согласились члены редколлегии. Один из выступавших заявил, что подобный фильм будет наводить на зрителей тоску и безысходность. А нужно, наоборот, таких зрителей, как Афоня, призывать к исправлению и позитивным изменениям в своей жизни. Дескать, он же осознал, что раньше жил неправильно? Значит, уже заслуживает лучшей участи в будущем. Мол, а по-другому фильм в производство не пустим!

И вот тогда Бородянский и Данелия вместе были вынуждены придумать финал с внезапно появившейся на аэродроме Катей.

Она и стала тем самым призом, который Афоня как бы заслужил своим духовным очищением. А если учесть не только счастливый финал, но и множество юмористический эпизодов по ходу фильма, то готовую картину отнесли к жанру комедии.

Точнее, трагикомедии. Всё-таки духовное воскрешение главного героя — дело не совсем смешное.

Оцените статью
История создания фильма «Афоня» — как из драмы сделали комедию
«Обидно»: как Юрий Никулин дважды выставил Льва Дурова дураком