В одном из блогов я прочитала текст, посвящённый брату Маленькой Веры – доктору Вите. Автор называет его «почти сказочным героем». Дескать, как в такой семейке мог сформироваться аж целый московский врач?!
Все в курсе, что поступить в московские медвузы – та ещё задачка, а уж учиться там, а потом – закрепиться в столичной среде… Почти нереально для провинциала из …не вполне интеллигентной среды.
Так вот, как раз Витя – вполне логичен, как персонаж. Дуэт Василий Пичул + Мария Хмелик и не думали создавать мифологическую реальность. Они её (ту реальность) даже сгустили до состояния мрака. Где уж там сказочки?
Для начала напомню, что семья Марининых – а это их фамилия по сценарию, которая в фильме вообще не звучит – вполне обычная. Это никакие не маргиналы. У них нормальная, чистая квартира и меблировка в стиле «чтоб-как-у-людей».
Батя – дальнобойщик, мама – диспетчер на производстве. Да, не академики, но и не подзаборные. Николай Семёнович бухает, но, судя по всему, он пил не всегда, и это его относительно недавнее «хобби».
В домах, где мужики с юности – пропойцы, даже обстановка несколько иная. Сильно иная. Маргарита Владимировна – маман Вити с Верой – хозяйственная и ловкая. Заботливая. Чистоплотная.
Они своего первенца, который старше Веры, тянули изо всех сил, а девчонка пошла вразнос. Такое в простых семьях 1980-х годов попадалось довольно часто. Отвлекусь на личные воспоминания, так как они – подспорье для понимания темы.
Я рано пошла работать (и учиться на вечернем) несмотря на то, что моя мама была работницей Министерства транспортного строительства и «Зарубежтрансстроя». У нас принято идти снизу и самим.
Так вот я была телефонисткой на междугородной станции – как раз в телефонистки должны были пойти Вера с Чистяковой, только они собирались ещё и в училище, а я пришла сразу после школы. Таким образом, я три года была окружена Маленькими Верами.
К слову, типаж тех оторв Наталья Негода воплотила точно. Практически все мои коллеги 17-20 лет происходили примерно из таких же семей, где папа мог и побухивать, а рано постаревшая мама тянула воз.
У многих девчат имелись старшие братья-сёстры, и через раз попадались учительницы, инженеры, врачи и даже одна переводчица (!!!) Да, эти дети считались в тех семьях этакими полубогами, скакнувшими в иные миры.
Поэтому ко мне на междугородке относились, как к какой-то странной штучке, чья мама – в Монголии (как родители Серёжи, кстати, потому-то мне этот фильм «откликается» по ряду пунктов), а я – с Маленькими Верами за коммутатором.
Так вот, в тех семьях все силы бывали положены на воспитание первенцев, которых мечталось пропихнуть в «белые воротнички», а потом уже расслаблялись что ли.
Вторые-третьи дети рождались «потому что так вышло» или, как Маленькая Вера, чтобы родители могли получить новую жилплощадь. Бывали и такие семьи (это уже не на межгороде, а вообще), где старший ребёнок выбивался, оканчивал вуз, а младшие демонстрировали чуть не уровень дебильности.
Кстати, если приглядеться, Виктор несколько отстраняется от своей родни. Да нет, даже не сам по себе, а вот не хочет везти жену и ребёнка в город Жданов-Мариуполь, откуда родом.
Ездит сам. Не помню, есть ли этот мотив в кинокартине, а в сценарии это чётко прописано. И женились такие ребята на девушках из интеллигентной среды. Так что никакой он не сказочный. Типовой.