Что не так с советским фильмом «Блондинка за углом», и почему мне трудно досмотреть его до конца

Вокруг советских фильмов уже сложился некий ореол «неприкосновенности». Не дай Бог ты хоть что-то плохое скажешь о советском кино… В общем, я понимаю, что сейчас со мной многие могут не согласится, но я скажу честно: мне абсолютно не нравится фильм «Блондинка за углом» 1984 года от режиссёра Владимира Бортко.

Это достаточно парадоксально, ведь он является автором множества моих любимых советских и российских кинопроизведений: «Собачье сердце», «Без семьи», «Афганский излом», второй сезон «Бандитского Петербурга» – всё это его режиссёрские работы.

Поэтому к «Блондинке за углом» у меня, соответственно, были высокие ожидания, которые быстро развеялись во время просмотра. Та я даже не могу эту картину досмотреть до конца, хотя неоднократно пытался дать ей шанс.

Прежде чем перейти непосредственно к критике, давайте кратко пробежимся по сюжету. Итак, наш главный герой – астрофизик Николай Порываев, сыгранный Андреем Мироновым, примерно полтора десятка лет своей жизни потратил на безуспешные попытки узнать о существовании внеземных цивилизаций.

Молодой человек долгое время работал в космическом институте, пока в один момент совсем не разочаровался в профессии и устроился работать простым грузчиком. Уже на это моменте мне стало непонятно, почему в жанрах фильм обозначен как «комедия», ну да ладно, давайте идти дальше по сюжету.

В общем, знакомиться наш грузчик Коля с одной обаятельной продавщицей по имени Надя, в исполнении Татьяны Догилевой, которая, как вы уже поняли, блондинка.

В отличие от Порываева, она девушка полная амбиций, целеустремлённая, можно сказать бойкая, хотя при этом проникается искренними чувствами к Николаю, с удовольствием слушая его рассказы о космосе. Дело близиться к свадьбе и вот тут мы приходим к главной проблеме.

Вот смотрите, Николай – взрослый, достаточно умный и эрудированный человек, астрофизик как-никак. От него ожидаешь зрелости, взвешенности и серьёзных поступков. Да, он, конечно, с романтизмом вещает о космосе, но разве это плохо? Все учёные в каком-то смысле мечтатели, постоянно восхищающиеся новыми открытиями о нашей удивительной Вселенной.

Меня больше смущает само поведение Коли. Понятное дело, он разочаровался в профессии, фактически ничего не добился за множество лет упорного труда, что вообще-то очень распространённая практика среди учёных-теоретиков, которые могут всю жизнь положить на попытки доказать определённую теорию, а в итоге уйдут на тот свет так и сумев воплотить главную цель своей жизни.

Проблема здесь непосредственно в отношении Коли с родителями. Напоминаю, он серьёзный взрослый мужчина, так почему он элементарно боится сказать родителям о том, кем работает Надя? Какая вообще разница, что она продавщица в магазине, если у неё есть много полезных знакомства, чёткие планы на жизнь и стремление к успеху?

Она прекрасная девушка, которая неплохо подходит Порываеву. Но вот именно эта ветка с родителями у меня вызывает как минимум понимание. Уровень абсурда доходит до того, что он из-за расстроившихся родителей сбегает со собственной свадьбы!

Я бы ещё понял подобный поступок со стороны молодого наивного паренька, поставленного перед выбором: любовь всей жизни или родители. Но Коленьке-то уже за 30 как минимум, что это за детское поведение?

Ну и, давайте так, я всё же решил специально для статьи посмотреть фильм до конца, пересилив себя. Как бы мне не хотелось выключить его в очередной раз на моменте со свадьбой. Так вот, в конце оказывается, что бывший научный руководитель Порываева – один из знакомых Нади. Как раз он сообщает Николаю, что в направлении его исследований случились первые «сдвиги», отчего Коля немедля возвращается в институт.

Более того, его отправляют на важную экспедицию по Крайнему Северу, где расположен какой-то очень редкий радиотелескоп. В конце к нему ещё и торжественно приезжает Надя с их общим маленьким сыном и на этом моменте я в этом фильме разочаровался окончательно.

Во-первых, история не просто банальная, а невероятно клишированная. Развязка так вообще абсолют абсурда – все проблемы главных героев просто решаются сами собой, по велению сценаристов. И Коля также волшебным образом забывает о своих родителях, будто этой проблемы никогда не было изначально. Во-вторых, сам Порываев, как персонаж, чуть ли не главная проблема фильма.

Его сюжетная линия с устройством на работу грузчиком как раз-таки очень интересная, даже поднимает важный вопрос о том, как нередко заканчивают многие выдающиеся учёные, или потому что их труды не признали, или потому что они не смогли ничего добиться, в общем, причин может быть много.

При этом центральным внутренним конфликтом Николая является не его любовь к астрофизике, а боязнь перед родителями, не одобряющими его выбор. Серьёзно, да? Это завязка на уровне дешёвого бразильского сериала, а вся сцена с побегом со свадьбы вообще будто взята из очередной мелодрамы.

Итого потенциально отличная история об усомнившемся в своей профессии учёным, который находит в себе силы снова заниматься делом всей своей жизни после поддержки от любимой женщины, превратилась в не пойми что из-за комически неполноценного главного героя и неописуемо странной развязки.

Оцените статью
Что не так с советским фильмом «Блондинка за углом», и почему мне трудно досмотреть его до конца
5 мадам Грицацуевых: знойная женщина, трепетная лань и представитель советской торговли