На мой взгляд это самый отрицательный персонаж из всех комедий советского режиссёра Эльдара Рязанова

Я уже неоднократно отмечал, и отмечу ещё раз, что одной из уникальных особенностей советского кинематографа является отказ демонстрации как таковых «злодеев» в фильмах. Разумеется, если мы не говорим про какие-то детские сказки или прочее, когда «добро побеждает зло», но в остальном, у советского кинематографа практически нет как таковых «плохих» персонажей.

Да, могут быть антагонисты, интересы и действия которых противопоставлены мотивам протагониста (главного героя), но едва ли их можно назвать «злодеями» или вообще «отрицательными персонажами».

И вот особенно интересно эта мысль, как мне кажется, раскрывается на примере комедий от Эльдара Рязанова. Если рассматривать его великие произведения, такие как «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Гусарская баллада», «Вокзал для двоих», «Девушка без адреса» и прочие – там вообще как таковых плохих персонажей нет, потому что для истории они не нужны. Однако, есть в фильмографии режиссёра и те фильмы, которые ощутимо отличаются от основной массы.

Если говорить об отрицательных образах, пожалуй, первым я сразу вспоминаю фильм «Берегись автомобиля», вышедший ещё в 1966 году, ставший той самой отправной точкой, после которой начался рассвет не только карьеры самого Эльдара Александровича, а всего советского кинематографа в принципе.

Ну так вот, фильм этот я уже неоднократно разбирал и очевидным «плохишом» в этой истории является никто иной, как Дима Семицветов – ушлый продавец из комиссионного магазина, не брезгующий нарушать закон. Только если Деточкин таким образом пытался идти против преступников, наживающихся на простом советском народе, то вот Семицветов является прямым представителем этих самых взяточников.

Более детально его образ я уже разбирал в одной из предыдущих статей, тут лишь кратко ограничусь тем, что если говорить об отрицательных персонажах в фильме Рязанова, то первым мне на ум приходит именно он. Действительно самый настоящий подлец, которому место за решёткой.

Но можно ли назвать Семицветова главным «антигероем» фильмов Рязанова? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте взглянем на один очень выделяющийся фильм Эльдара Александровича под названием «Гараж» 1979 года. «Гараж» очень сильно отличается от других работ советского гения. В первую очередь нужно понимать, что перед нами не привычная рязановская комедия, а скорее трагикомедия, затрагивающая очень сложную и остросоциальную тему.

Если говорить вкратце, то сюжет такой: на очередном заседании гаражного кооператива нужно выбрать список из 4 жильцов, которые добровольно откажутся от своего гаражного места. Проблема только в том, что список этот уже давным-давно составлен, а сейчас всё нужно выкрутить так, якобы люди сами, по своей инициативе, отказываются от гаража.

На самом деле, неожиданно глубокая социальная сатира от Рязанова, обычно снимающего забавные комедии, лишь изредка затрагивающие какие-то насущные бытовые вопросы, и то без такого углубления в социально-общественные дебри. Вот уж точно именно в «Гараже» нам нужно искать наиболее отрицательного персонажа во всех фильмах Рязанова, так как сам фильм гораздо более мрачный, чем все остальные картины режиссёра.

Полагаю, первым, кто бросается в глаза, является зоолог Карпухин, сыгранный Вячеславом Невинным. Главная его отличительная черта заключается в том, что он самый настоящий конформист, а если говорить по-русски, то приспособленец.

Такие люди как он готовы подстроиться под любой порядок и любое решение вышестоящих управленцев, даже если оно будет аморальным и неправильным. У таких как Карпухин нет собственного мнения, принципов или морали. Их главная задача – это заслужить милость «начальства» любым доступным способом. И не важно, на какие ухищрения им придётся пойти ради этого.

В случае с Карпухиным, он, чтобы сохранить своё гаражное место, начинает распускать лживые слухи о Елене Малаевой (Лия Ахеджакова). Справедливости ради, Елена Павловна тоже совсем не образец примерного советского гражданина и в своей подлости недалёко ушла от Карпухина, но почему-то именно персонаж Невинного нравится мне меньше всех.

Возможно, потому что мне самому неоднократно приходилось встречаться с такими вот «Карпухиными» в самых разных жизненных обстоятельствах. Эти люди, они как флюгер – повернутся туда, куда дунет ветер.

Карпухин, если так посудить, очень похож на какого-то персонажа из рассказа Антона Павловича Чехова. Вспомните, например, «Хамелеон» или «Толстый и тонкий», вот Карпухин в эти истории вписывается просто идеально. Но есть у него одно весомое отличие, делающее его гораздо хуже чеховских карикатурных персонажей – Карпухин ощущается слишком настоящим, слишком правдоподобным.

Оцените статью
На мой взгляд это самый отрицательный персонаж из всех комедий советского режиссёра Эльдара Рязанова
Иногда в кино нужны артисты и не с самыми мужественными лицами