Какое отношение к фильму «Классик» имел президент Литвы, а также другие малоизвестные факты о съёмках криминального боевика

В марте исполнилось 25 лет со дня выхода на экраны приключенческого фильма «Классик». У наших зрителей он по сей день остаётся одним из самых любимых криминальных боевиков тех лет.

Режиссёр фильма Георгий Шенгелия, известный ранее по картинам «Менялы» и «Стрелец неприкаянный» в этом фильме дебютировал как сценарист. И дебют оказался более чем успешным!

Но не только качественный сценарий и отличная режиссура подарили любовь зрителей этой замечательной картине. Великолепная команда актёров и музыка, которую специально для фильма написал композитор Андрей Батурин, стали удачными дополнениями лихо закрученного сюжета.

Известно, что историю, описанную в фильме, придумал сам Шенгелия, а написать качественные сценарий ему помогли режиссёр Павел Чухрай и писательница Елена Караваешникова.

В этой статье я расскажу о трёх занимательных фактах, которые сопровождали съёмки этого криминального боевика.

1. На момент начала работы над картиной исполнитель одной из главных ролей, литовский актёр Юозас Будрайтис занимал должность атташе по культуре в посольстве Литвы в Москве. Через много лет, когда актёр ушел с дипломатической работы на пенсию, он рассказал своим российским коллегам неприглядную историю о том, как ему мешали сниматься в этом фильме.

Для участия в съёмках он попросил у своего начальника, посла Литвы в России, месячный отпуск за свой счёт. Когда тот узнал, что Будрайтис собирается играть в российском фильме, то был крайне недоволен. И в отпуске ему отказал. В те годы отношения Литвы и России уже были достаточно недружелюбными, а Будрайтис хоть и был профессиональным актёром, но всё же состоял на государственной дипломатической службе.

Посол доложил об этом министру иностранных дел Литвы, и тот своим приказом запретил своему атташе сниматься в российских фильмах. Но Будрайтис очень хотел сыграть эту роль и обратился к министру культуры Литвы с просьбой посодействовать в этом вопросе. Тот, в свою очередь, обратился к министру иностранных дел и попросил всё же разрешить Будрайтису сниматься в России. Но в МИДе упорствовали вплоть до увольнения Будрайтиса с должности.

В этот спор был вынужден вмешаться недавно избранный президент Литвы Валдас Адамкус, который своим распоряжением всё же разрешил дипломатическому работнику сниматься в российском кино.

К слову, через год того посла заменили, а сам Будрайтис дослужился в МИДе до должности министра-советника, при этом продолжая активно сниматься в российских фильмах. В 2011 году он вышел на пенсию и вернулся в Литву.

Сегодня 83-летний актёр находится на заслуженном отдыхе и продолжает поддерживать добрые связи с российскими кинематографистами.

2. Исполнитель главной роли Алексей Гуськов до съёмок картины понятия не имел об игре на бильярде. Он, конечно, видел, как играют другие, но сам до этого даже кий в руках не держал. Но с точки зрения киномонтажа снять его точные удары было достаточно легко. Сначала показывали крупным планом актёра, который готовится к удару, а потом отдельным крупным планом стол, на котором шар точно залетает в лузу. Понятно, что шары попадали в лузы после ударов опытного дублёра. Поэтому продемонстрировать на экране мастерскую игру актёра труда не представляло.

Но в фильме есть ключевой и очень важный эпизод, когда герой Гуськова на глазах у всех за несколько секунд должен превратиться из неумёхи в матёрого игрока. Этот эпизод длиться всего 10 секунд, когда он встаёт в стойку профессионального бильярдиста перед тем, как нанести свой первый удар в ключевой бильярдной партии. И этот вроде бы простой эпизод не могли снять несколько дней.

Приглашённые в качестве экспертов опытные бильярдисты каждый раз поправляли актёра и всё равно браковали его движения. Режиссёр уже отчаялся и собирался в этой сцене до плеч снять опытного дублёра, хотя понимал, что это будет уже не то. Но, в конце концов, Гуськов всё же научился вставать в правильную стойку, и эпизод был снят, как и планировалось, в полный рост актёра.

К слову, Гуськов в ходе съёмок так и не научился хотя бы сносно играть на бильярде, но зато правильную стойку бильярдиста изучил досконально.

3. Картину снимали в Суздале, в одноименном гостиничном комплексе, в котором когда-то снимали новогоднюю комедию «Чародеи».

И внимательные зрители наверняка узнали знаменитую крышу, на которой в своё время верхом сидел Сатанеев.

Хотя первоначально режиссёр собирался снять фильм не в отеле, а в трапезной Архиерейских палат Суздальского кремля. Собственно, поэтому съёмочная группа и приехала в Суздаль. По сюжету, именно там местный предприниматель Андрей Ставицкий в исполнении Юозаса Будрайтиса вёл свой полукриминальный бизнес.

Но чиновники от культуры запретили снимать фильм в музее, опасаясь, что съёмочная группа, в том числе и своей осветительной аппаратурой, могут нанести ущерб старинным фрескам и другим ценностям.

В это время члены съёмочной группы поселились в отеле гостиничного комплекса «Суздаль». Режиссёр с помощниками подробно изучили отель и решили, что фильм можно будет снять в биллиардном зале гостиницы.

Правда, съёмки приходилось проводить по ночам, так как отель был плотно заселен постояльцами, а администрация не хотела приносить неудобство своим гостям.

В мае этого года Георгий Леванович Шенгелия отметил свой 64-й день рождения. Ныне он член Союза кинематографистов России и академик Российской академии кинематографических искусств.

Он продолжает снимать фильмы и писать сценарии. Но, по мнению критиков и многих наших зрителей, фильмы «Менялы» 1992 года и «Классик» 1998 года пока так и остаются лучшими в его творческой карьере.

Оцените статью
Какое отношение к фильму «Классик» имел президент Литвы, а также другие малоизвестные факты о съёмках криминального боевика
— Мою зарплату я не собираюсь отдавать вам, Елена Сергеевна! — невестка поставила на место меркантильную свекровь