Фильм «Вий» 1967 года смотрели, наверное, все зрители. На мой взгляд, это лучшая экранизация известного произведения Николая Васильевича Гоголя (если читать «вольные экранизации»).
А далее некоторые факты, связанные с этим фильмом:
Сам по себе фильм был обычной экранизацией известного произведения Николая Гоголя. Но когда «Вия» купили для проката Франция, Финляндия и США, то в зарубежной прессе данный фильм назвали «первым советским фильмом ужасов» (хотя в начале 20-го века повесть «Вий» трижды была экранизирована, но ни одна экранизация не сохранилась).
Как ни странно, но в прокате в СССР фильм занял лишь 13-е место, хотя его посмотрели почти 32 миллиона зрителей. Просто была большая конкуренция. В прокате были и «Кавказская пленница…», и «Свадьба в Малиновке», и «Цыган», и «Неуловимые мстители», и «Анна Каренина» и прочие фильмы.
Первоначальная идея экранизации принадлежала Ивану Пырьеву. Но Пырьев был занят на съемках другого фильма («Братья Карамазовы»). Тогда он решил вместо себя поставить на фильм сразу двух молодых режиссеров — Константина Ершова и Георгия Кропачева. Пырьеву казалось, что один режиссер просто не сможет справиться со съемками, лучше пусть их будет два. Но Пырьев поставил условие — он будет приезжать на съемочную площадку для контроля.
На главную женскую роль в этом фильме была выбрана Александра Завьялова, которую зрители хорошо знали по фильму «Алешкина любовь». Эту актрису в роли панночки хотел видеть режиссер Георгий Кропачев. Александру Завьялову утвердили без проб. С ней и начали снимать «Вия». Когда была отснята уже половина сцен с участием Александры Завьяловой, то в съемки вмешался Иван Пырьев. Он потребовал незамедлительно снять Александру завьялову с роли. Ходили слухи, что в Александру Завьялову влюбился один иностранный бизнесмен, который затем был обвинен в шпионаже. Якобы, именно из-за этого Иван Пырьев решил перестраховаться и снял актрису с роли.
Официальная версия ухода — актриса была занята на съемках еще одного фильма — «Четыре страницы одной молодой жизни». Режиссером этого фильма был Резо Эсадзе, который «приревновал» Завьялову, а потому затребовал, чтобы она снималась только у него. Пришлось молодым режиссерам искать замену.
На главную женскую роль также рассматривались кандидатуры Ады Роговцевой, Светланы Коркошко, Жанны Болотовой и Ёлы Санько. Но они не подошли.
Леонид Куравлев был утвержден на съемки практически без кинопроб.
Наталья Варлей была приглашена на фильм после съемок в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Она была цирковой артисткой, а потому смогла бы выполнить некоторые трюки, которые предусматривались съемками в «Вие». Актриса легко согласилась, хотя понимала, что ей придется сниматься в гробу.
Если внимательно смотреть фильм, то можно увидеть, что в одном из эпизодов в кадре находится не Наталья Варлей, а Александра Завьялова. Видимо, при монтаже просто не заметили, хотя вся пленка с Александрой Завьяловой была смыта.
Большие трудности у режиссеров возникли с поиском подходящей актрисы на роль ведьмы. Они искали «необычную старуху», но сами не понимали, как она должна выглядеть. Кто-то из съемочной группы посоветовал нарядить в женское платье актера Николая Кутузова. И это было то, что надо! Сам Николай Кутузов обычно играл совсем маленькие роли, а потому роль в фильме «Вий» стала для него самой заметной в карьере.
Когда режиссеры Ершов и Кропачев съездили «в экспедицию», то оказалось, что они сняли совсем не то, что хотел бы видеть Пырьев. И тогда Пырьев назначил «спасать фильм» известного режиссера Александра Птушко. Сложные в плане комбинированных съемок фильмы-сказки того временем были делом его рук. После выхода фильма киноведы высказывали мысль, что Птушко превратил «мистику» в сказку. В частности, исчез «реализм» происходящего. Первоначально Вий должен был походить на сотника, но его переделали в «страшное существо».