Фильм «Воры в законе» я впервые посмотрел еще в детстве, но на тот момент я еще не понимал, о чем он. Просто сидел за компанию с отцом и старшим братом. Зато я отчетливо запомнил сцену погони и коляской с младенцем ,что повергло меня в шок. И лишь спустя несколько лет я посмотрел этот фильм от начала до конца, поняв наконец-таки всю его суть.
И сегодня я хотел бы рассказать о том, как снимали культовую перестроечную ленту «Воры в законе», а именно рассказать вам 17 интересных фактов об этой криминальной драме.
1. Фильм «Воры в законе» не был придуман с нуля. В его основу легли рассказы прозаика и журналиста Фазиля Искандера. Но в ходе написания сценария Кара внес множество правок, из-за чего криминальный сюжет был выведен на первый план, тогда как в книге он был второплановым. Дело в том, что сам Юрий Кара очень хотел показать прогнившую систему конца 80-х, которая погрязла в коррупции, а также жизнь криминальных авторитетов.
Только когда начались съемки, Юрий Кара узнал, что рассказы Фазиля Искандера основаны на реальных событиях. Взять хотя бы историю девушки ,которая была убита собственным отцом, за свою гулящую натуру.
2. Изначально фильм должен был называться «Чугемские рассказы» (это было его рабочее название). Дело в том, что Кара изначально хотел назвать свою ленту «Воры в законе», но он очень боялся, что чиновники не пропустят фильм с таким названием.
После одобрения съемочная группа отправилась в Абхазию, но узнав о том, про что именно будут снимать фильм, местные власти отказались оказывать какую-то помощь во время съемок, да и в принципе не хотели допускать съемки такого фильма у себя в Абхазии. Повезло, что съемочная группа успела отснять хоть какие-то натурные съемки, которые и вошли в фильм. Дальше пришлось снимать фильм уже в Крыму.
Все дело в Артуре, роль которого исполнил Валентин Гафт. дело в том, что данный образ был основан на абхазском криминальном авторитете Юрии Лакобе. Власти испугались, что Лакоба, который в то время отбывал срок, после выхода фильма может стать чуть ли не национальным героем среди молодежи.
3. Девушку на роль Риты искали очень долго, но никто из претенденток не подходил на эту роль. Причем, что самое интересное, на пробах отыгрывали любовную сцену с Борисом Щербаковым. Да, за время проб Щербаков пообнимался в постели с несколькими десятками женщин.
И тут режиссеру на глаза попалась фотография Анны Самохиной, которая на тот момент снималась в фильме «Узник замка Ив».
Кара попробовал актрису и она отлично подошла на эту роль. Причем, самое интересное, что лента «Воры в законе» в итоге вышла даже раньше чем фильм «Узник замка Ив», даже несмотря на то, что фильм был готов гораздо раньше.
4. На роль криминального авторитета Артура Юрий Кара хотел взять Олега Янковского, но тот отказался. Тем не менее, он предложил взять на эту роль Александра Абдулова, который давно мечтал сыграть криминального авторитета.
Но сам Кара отказался от кандидатуры Абдулова, так как он не хотел видеть в данной роли актера, который прославился как герой-любовник. Когда Абдулов узнал об этом, он даже обиделся на режиссера. Но пару лет спустя Абдулов все же сыграет нечто подобное. Речь идет конечно же о фильме «Гений», где Александр Абдулов сыграл предприимчивого авантюриста.
В итоге роль Артура досталась Валентину Гафту. И как рассказывал сам Гафт, после выхода фильма многие начали отождествлять его с его же персонажем. Более того, даже некоторые криминальные элементы стали видеть в нем своего.
Как рассказывал Юрий Кара, когда Гафту впервые сказали взять кольт, актер аккуратно взял его двумя пальцами, словно это что-то омерзительное. Юрий Кара не выдержал и сказал: «Может вы его еще вилкой и ножиком подцепите?». Да, актеру пришлось себя буквально пересиливать, чтобы взять оружие в руки.
5. А вот с поиском актера на роль бармена Володи все оказалось куда проще. Юрий Кара сразу пригласил на эту роль Владимира Стеклова, и тот согласился.
Кстати, во время съемок сцены в баре произошел весьма забавный случай. Стеклов втихаря подлил припрятанную водку в бокал с пивом Валентина Гафта. В итоге, после нескольких дублей стало видно, что Валентин Гафт сильно захмелел, из-за чего съемки пришлось приостановить. Хотя, кто знает? Возможно это очередная киношная байка.
6. Изначально латвийскому актеру Арнису Лицитису была предложена роль одного из бандитов, но тот воспротивился этому, так как ему надоело играть представителей криминальных структур. Тогда Юрий Кара предложил ему совершенно противоположную роль наивного и честного милиционера, на что тот согласился.
7. В роли адвоката Юрий Кара очень хотел видеть именно Зиновия Гердта, и когда режиссер озвучил ему свое предложение, он добавил, что Валентин Гафт уже согласился сниматься в в его фильме, и он очень хотел бы сняться с Гердтом. Впрочем, точно также он приглашал на роль и самого Гафта, сказав ему о том, что Гердт очень хочет с ним сняться.
8. Ну и конечно же нельзя забыть о знаменитом фокуснике Амаяке Акопяне, который также отметился ролью в этом фильме. Естественно, в фильме не обошлось и без фирменных трюков фокусника.
9. Изначально, главную героиню должны были звать Зейнаб, но режиссер решил, что все таки ей стоит дать более привычное имя. И в итоге он предложил Анне Самохиной самой выбрать имя для своей героини.
Анна, немного подумав, решила назвать свою героиню Ритой в честь своей сестры. Рита (сестра Анны), когда узнала про это, немного огорчилась, так как главную героиню убивают в конце, но все равно она была не против, что она будет носить ее имя.
Кстати, своего имени лишился и бармен Володя, ведь по изначальному сценарию (к и в первоисточнике) его звали Адгуром.
10. Костюмерам не очень понравился выбор режиссера в пользу Анны Самохиной, и они ему прямо сказали, что из нее невозможно будет «вылепить» роковую женщину. Тогда Юрий Кара решил обратиться к модельеру Вячеславу Зайцеву, который сделал всё в лучшем виде.
11. В сцене, когда Рита пьет шампанское, напиток был самый настоящий. Актрисе Анне Самохиной пришлось употреблять шампанское на протяжении нескольких дублей, из-за чего на следующий день она не смогла сниматься.
Хотя, конечно, не исключено, что это байка. Такие байки довольно часто распространяли, чтобы привлечь внимание зрителей.
12. В сцене, когда Рита идет по набережной не было массовки. Мужчины, которые оборачивались в след красавицы были самые что ни на есть настоящие, то есть обычные прохожие. Так что в данной сцене на массовке точно смогли сэкономить.
13. Также, хотелось бы упомянуть юную актрису Нику Баришполец, которая сыграла ту самую школьницу, которая ругала Риту за то, что та курит в общественном месте. За съемки в этой сцене Ника получила 7 рублей, ан которые она купила себе электронные часы.
14. Помните сцену, когда герой Стеклова сильно хватает адвоката (Гердта) за пиджак? Во время съемки этой сцены Стеклов немного не рассчитал силу и порвал актеру пиджак, причем, как выяснилось, это был собственный пиджак актера.
Зиновий Гердт был разозлился на это и тут же выпалил: «За это придется доплатить». Эта фраза настолько понравилась режиссеру, что он решил вставить именно этот дубль в финальную версию фильма, тем более, что всё это было в тему.
15. Одной из самых запоминающихся сцен стала сцена с пыткой утюгом. Съемки давались нелегко, так как утюг постоянно сползал. Тогда Юрий Кара решил пойти на небольшую хитрость. Он попросил смазать клеем марлю и закрепить утюг, загримировав марлю под цвет кожи. Сцену отсняли и съемочная группа разошлась по домам.
Было уже очень поздно. Актер Анатолий Белевцов, сыгравший жертву, очень устал, и решил не смывать грим, а просто пойти спать. К тому времени наклеенная марля сильно затвердела, и когда жена актера во сне провела по нему рукой, то она просто порезался об этот грим.
16. Как я уже писал выше, из-за отказа абхазских властей разрешить снимать фильм в Абхазии, съемочной группе пришлось отправиться в Крым, а именно в Ялту. Интересно, что в качестве особняка Артура выступил ялтинский ЗАГС.
Бар, где работал Володя, располагался в гостинице «Ялта-интурист», а в качестве здания суда использовали Дворец пионеров.
17. В 1988 году фильм «Воры в законе» вышел на больших экранах. Зрители, посмотревшие данную ленту, остались в полном восторге, ведь здесь во всей красе была показана вся правда перестроечного времени.
За год фильм посмотрело 39,4 миллиона человек, что поставило его на 4 место в списке лидеров советского кинопроката. Таким образом фильм обогнал картину Станислава Говорухина «Десять негритят», которую посмотрело около 24 миллионов зрителей.
А вот критики буквально растоптали этот фильм. На одесском кинофестивале картину разгромили самым унизительным образом, выдав ей антипремию «ККК» (Конъюнктура, коммерция, кич).