– Да как вам не стыдно? А если Сережа узнает и Иван Петрович, о них вы подумали?! – возмущалась Инна. – Надежда Ивановна, я пока молчу, но могу и заговорить.
– И кому лучше сделаешь? – усмехнулась свекровь. – Не лезь не в свое дело.
– Я вас предупредила, – ответила Инна. – Дальше сами думайте.
Сложные взаимоотношения в семье ее мужа для Инны всегда казались чем-то необычным. Ее вырастили мама с бабушкой, в трогательном единодушии заботившиеся о дочери и внучке. А вот у мужа Сергея семья была полной, но вряд ли счастливой. Впервые побывав у них в гостях, Инна спросила:
– Твои родители все время кричат друг на друга, они в ссоре?
– Нет, что ты, папа с мамой всю жизнь так разговаривают, – успокоил Инну Сергей. – У нас это нормально. Они еще тихо при тебе говорили, обычно громче орут. Я привык уже.
– У меня даже голова заболела, – пожаловалась Инна. – И что, всех такое общение устраивает?
– Ой, как будто у других не так. У меня у друзей родители, бывает, вообще неделями не разговаривают. Мои хоть общаются, – ответил Сергей. – И вообще, нам с ними не жить. Чего ты заранее переживаешь?
Но для Инны подобное общение между самыми близкими людьми было странным. Когда они поженились, понадобилось около года, чтобы Сергей дома перестал переходить в разговоре на крик. А когда родилась их дочь Верочка, муж и своим родителям запретил громко разговаривать. Те поворчали, но в доме Инны и сына все же переходили почти на шепот.
Когда Вера подросла, свекровь, заканчивавшая работу раньше всех, стала забирать ее из садика. Инна приезжала к ней вечером. За помощь она была Надежде Ивановне очень благодарна, но такое частое общение подарило невестке еще пару неожиданных открытий. Например, знание о романе Надежды Ивановны на стороне.
Однажды Инна случайно услышала, как свекровь говорит на кухне по телефону.
– Да, конечно, обязательно увидимся завтра. И я тебя тоже, очень соскучилась. Нет, цветы не покупай, муж будет задавать вопросы. Ну перестань, я смущаюсь!
Инна очень удивилась.
До этого дня она и представить себе не могла, что Надежда Ивановна может вести себя как жеманная школьница. А тут свекровь кокетничала и даже не стеснялась. Разговор был явно непохож на беседу с подругами, поэтому Инна решила повнимательнее присмотреться к Надежде Ивановне.
Случай как раз представился, свекровь предложила им остаться с ночевкой, чтобы завтра всем вместе ехать на дачу. Инна согласилась, муж все равно уехал в командировку, а Верочка так любила вечерние чаепития с дедом и бабушкой. На следующий день у Надежды Ивановны внезапно нашлись дела в городе, она обещала приехать на дачу к вечеру.
А свекор попросил Инну отпустить его на пару часов на автомобильный рынок за запчастями к машине. Иван Петрович любил возиться с ее ремонтом сам. А вот его жена такое не приветствовала, вылазки приходилось делать тайно.
В ожидании, когда свекровь отправится на свидание, Инна провела в соседнем дворе два часа. Из подъезда никто не выходил, со скамейки, которую выбрала Инна, он хорошо просматривался. Дома к телефону тоже никто не подходил, родители Сергея сохранили стационарный номер.
Значит, свекровь все же ушла, но куда?
С этими размышлениями Инна и ехала на дачу с довольным Иваном Петровичем. Они едва успели, уже через час с электрички пришла свекровь.
С этого дня Инна начала понемногу следить за матерью мужа. Способствовал этому и отпуск, который ей дали на работе. И то, что Веру на месяц взяли к себе Иннины бабушка и мама, живущие в соседнем городе. Свекровь теперь была свободна от обязательств и могла чаще встречаться со своим романтическим увлечением. Но вместо этого Надежда Ивановна стала больше сидеть дома.
Инна даже подумала, что роман окончен. Пока, поднимаясь с сумками по лестнице, не услышала голоса на площадке этажом выше.
– Вася, ну ты же понимаешь, нас могут увидеть? Идем скорее в квартиру, – умоляла женщина, голос которой Инна узнала.
Это была ее свекровь.
– Милая, да никого на моем этаже нет, все в отпусках и на работе. Можно спокойно стоять, как в юности, подъездная романтика.
– Васенька, да не хочу я так! – возмутилась Надежда Ивановна. – Мало ли кто по лестнице пойдет, ко мне вон невестка зачастила, спасу от нее нет. Все думает, что без внучки скучаю. Да еще воду у них отключили горячую, тащится ко мне мыться каждый день. Давно бы нагреватель уже купили.
Они еще о чем-то шептались, а Инна тихонько по стенке спускалась на первый этаж. Покинув подъезд, она уехала домой. Теперь Инна знала имя таинственного увлечения Надежды Ивановны, но легче ей от этого не стало. При мысли, что милейший Иван Петрович узнает об измене жены с соседом, ей делалось дурно.
А свекровь вела себя как ни в чем ни бывало. Через пару недель Инна все же вызвала ее на откровенный разговор, но беседы не вышло. Свекровь лишь посмеялась над предположениями Инны. А еще через пару недель за чаепитием на даче, где были они вдвоем, вдруг сама снова перешла на эту тему.
– Понимаешь, Инночка, в любом браке бывают кризисы, вот и у нас такой период. Я тебя очень прошу, не рассказывай ничего Ивану Петровичу.
– А почему я должна идти на сделку с совестью ради вас? – сердито спросила Инна. – Еще недавно вы заявляли, что ничего не боитесь, в том числе моего разоблачения.
– Ситуация изменилась, – туманно ответила Надежды Ивановна. – Ну пойми ты меня как женщина женщину. Василий – прекрасный человек, он даже готов на мне жениться. Но я не хочу разрывать отношения с мужем.
– Странная у вас все-таки семья, – ответила свекрови Инна. – Неужели нравится жить во лжи?
– Мне сейчас семейные перипетии ни к чему, на работе должны повысить, – ответила Надежда Ивановна. – Вот и прошу тебя без скандалов обойтись. Кому лучше будет, если мой муж обо всем узнает? Или ты думаешь, что он белый и пушистый? Так я такого могу порассказать, мигом расхочется за Ивана Петровича заступаться.
Инна выслушала свекровь, но осталась при своем мнении. Пребывая в сомнениях, она все же думала, как лучше рассказать о происходящем Ивану Петровичу. Чтобы не усугубить ситуацию, решила посоветоваться со своей мамой. Как раз пришло время забирать гостившую у нее маленькую Верочку.
– Как ты думаешь, стоит говорить свекру, что жена ему изменяет? – спросила Инна у матери. – Или это не мое дело?
– Я бы молчала, – ответила ее мама, – уж слишком запутанные у них семейные отношения. Глядишь, еще и тебя виноватой сделают.
– Но ведь он живет во лжи, – размышляла Инна. – А может, и мой Сережа тоже думает, что это норма, когда тебе изменяют? И сам гуляет тайком.
– Ну не выдумывай, хорошо? – попросила ее мать. – У Сережи своя голова на плечах, что теперь, про всех плохо думать?
– Не знаю, мама, вот ты меня всегда воспитывала честной, а тут такое, – объясняла Инна. – Я все же выберу удобный момент и обо всем расскажу ему.
Мать лишь покачала в ответ головой, а Инна забрала дочку и поехала домой. Случай рассказать свекру о проделках его жены представился не сразу. Примерно через неделю Инна встретила Ивана Петровича у подъезда, тот стоял у открытого капота машины.
– Знаете, я хочу с вами поговорить, – обратилась к свекру Инна.
– Ну и о чем же? – улыбнулся тот. – Серега что-то натворил?
– Нет, о другом речь пойдет, – решительно ответила Инна. – О вашей жене, Иван Петрович. Понимаете, она вам неверна.
– Как это? – схватился за сердце Иван Петрович. – Что ты такое говоришь?
– Мне жаль, но у нее роман с вашим соседом, – ответила Инна. – Я сама слышала их разговоры.
– А ты уверена, что правильно все поняла? – уточнил свекор. – Может, люди просто общались. Не верю, что жена может мне изменять. Да и когда ей, все время то на работе, то с внучкой.
– Сами у нее и спросите, – ответила Инна, раздосадованная такой реакцией.
Она отправилась домой, а Иван Петрович поднялся в квартиру. Он решил сразу поговорить с супругой о том, что сказала ему невестка. Надежда Ивановна не стала отрицать очевидное:
– Да, и что? Ты захочешь развода?
– Да как же так? – растерянно бормотал себе под нос Иван Петрович. – Мы же столько лет душа в душу. И на дачу вместе, сына вырастили, внучку подняли. А ты так поступаешь.
– А что я должна, сидеть и ждать, пока ты в гараже своем железки наперебираешься?! – возмутилась Надежда Ивановна. – Я еще не старая женщина, между прочим. Мужчинам нравлюсь.
– Ну так и искала бы себе кавалера подальше от дома, а тут такой стыд, в собственном подъезде связалась с соседом! – прокричал Иван Петрович, потом схватился за голову и начал оседать.
Надежда Ивановна бросилась к мужу, потом вызвала «Скорую», набрала номер сына и попросила приехать. Врачи, прибывшие по вызову, диагностировали инсульт. Ивана Петровича увезли в больницу, жена поехала с ним. Недоумевающий Сергей отправился домой, сильно переживая за отца.
– Инна, папу инсульт разбил, я так и не понял, что там случилось, – заявил он, попав домой.
– Как так?! – ужаснулась Инна. – Я же его видела, был живой, здоровый. За сердце немного хватался. Ну так я ему и новость рассказала не самую радостную, про измену жены.
– Ты что сделала?! – возмутился Сергей. – А теперь он в больнице, неизвестно, выживет ли. Молодец, так всегда и поступай!
– Вот ты иронизируешь, а я, между прочим, это решение с большим трудом приняла. Долго не хотела влезать в семейные разборки. Но и смотреть на твою мать, нагло лгущую всем вокруг, было противно, – ответила Инна. – Конечно, проще всего теперь меня обвинить.
Они поссорились, Сергей уехал в больницу поддержать мать. Он спросил Надежду Ивановну о причинах инсульта отца, но та лишь отмахнулась. Выяснять отношения было некогда. Через неделю Ивана Петровича уже перевели в обычную палату, начали готовить к выписке. Его частично парализовало, была нарушена речь, мужчине требовались уход и дорогая реабилитация.
Свекровь попыталась перевалить ответственность за все это на Инну.
– Кто тебя за язык тянул?! Могла бы и молчать дальше! – накинулась она на невестку, не стесняясь маленькой внучки и сына. – А теперь мне всю жизнь его обхаживать, памперсы менять и кормить с ложечки. Вот уж удружила ты мне, Инна, на старости лет!
– А вы думаете, я в этом виновата?! – возмутилась Инна. – Или, может, все же вы, решившая устроить себе развлечения на дому? Я просто не могла молчать и дальше делать вид, что все в порядке. Может, вам и привычно врать людям каждый день, не знаю. В своей семье я к другому приучена.
– Ну, конечно, ты вся белая и пушистая, – невесело рассмеялась свекровь. – Я же говорила тебе, не лезь. А теперь что делать? Сиделку ему нанимать – вся моя зарплата и уйдет. Самой увольняться и сидеть с мужем тоже не хочется. По твоей милости я оказываюсь к больному прикована.
– По своей собственной, – отрезала Инна. – Вы могли честно сами поговорить с мужем, смягчить это. А не делать меня заложницей этой тайны. Все, хватит, Надежда Ивановна, видите, к чему уже привела ваша безответственность.
– Да как ты смеешь?! – бросилась на невестку свекровь. – Нечего тут рассуждать, будто ты самая умная и такая вся правильная.
– Так, мама, хватит! Не смей орать на мою жену и ребенка пугать! – остановил ее Сергей. – Уходи и больше не приезжай, мы тебе не рады. Измену отцу я тебе вообще никогда не прощу. Если не хочешь сама за ним ухаживать, мы возьмем папу к себе. Тут ему будет лучше, чем с женой-изменщицей перед глазами.
Надежда Ивановна уехала.
А Сергей с Инной, обсудив варианты, действительно решили перевезти его отца к ним, если он согласится. Иван Петрович был не против, но сначала его отправили на реабилитацию в санаторий, оттуда мужчина уже приехал совсем с другим настроем. А дома реабилитация продолжилась. Через год свекор Инны уже почти всегда внятно говорил, мог передвигаться по квартире и сильно выручал их в присмотре за внучкой.
С Надеждой Ивановной он подал на развод, квартиру бывшие супруги договорились продать, деньги разделить. Свекровь Инны с семьей сына не общается. Она переехала этажом выше к тому самому соседу.
А Сергей, Инна и Иван Петрович решили, что деньги от продажи квартиры добавят, чтобы улучшить жилищные условия, купить частный дом. Так у каждого члена семьи будет своя комната, никому не придется жертвовать комфортом. Да и Иван Петрович сможет выходить гулять во двор или возиться в гараже. Остается лишь дождаться, когда квартира будет продана.