Наивная, уверенная или подлая: чего не разглядел в своей невесте Нестор Петрович

«Большая перемена» (1972)

Полина занимает не так уж много экранного времени, однако ее появление и присутствие определяет ключевые события в жизни Нестора Петровича. Встреча с Полиной для него судьбоносна! И если пока что не принимать в расчет финал картины (к нему мы как-нибудь обязательно вернемся!), то фигура Полины вызывает ну очень много вопросов.

Кажется, что девушка показывается зрителю исключительно с положительной стороны – мол, красавица, спортсменка, умница. Держится уверенно, с чувством собственного достоинства…

Однако за первые 20 минут фильма она совершает столько неэтичных и откровенно манипулятивных поступков, что остается только удивляться – как она всё это успела.

Красота – не порок

Полина прекрасно знает, какое впечатление она производит на мужчин, и умело этим пользуется. Где похвалит, где ласковым именем назовет, где призовет на помощь. Она привыкла к мужскому вниманию и не расценивает его как нечто особенное, ценное. Более того, она не брезгует использовать мужчин в своих целях.

Зачем давать надежду Ване?

Ваня по Полине сходит с ума, у него вся стена в фотографиях девушки. Возможно, эта любовь еще с детства. Полина проводит с Ваней много времени, катается на водных лыжах, обращается к нему как к защитнику от других парней, ведет себя с ним ласково, кокетливо. На пляже они производят впечатление пары. Конечно, ожидания Вани – это его ожидания, а не обещания Полины, но всё же…

Видимо, какие-то авансы она ему давала, если из одного-единственного звонка он делает вывод, что Полина выходит замуж… за него.

Счастливый и воодушевленный, он летит на встречу с Полиной, где и узнает, что жених-то не он, а Нестор.

Замуж (обычно) решают выйти не за пару дней. Скорее всего, Полина с Нестором уже какое-то время встречалась, а в определенный момент, видимо, было предложение. И оно было принято. Учитывая тесную дружбу Полины с Ваней, трудно представить, что он всего этого не видел… если только Полина умышленно это не скрывала.

О своей свадьбе Полина сообщает Ване более, чем странно:

– Сейчас же бросай всё и приезжай в салон для новобрачных!..

– Зачем?

– Ну приезжай, узнаешь!

– Это что, сюрприз?

– Сюрприз.

– Приятный?

– Приятный!

– А может быть я догадываюсь?

– Может быть и догадываешься!

– Сколько брать денег?!

– Бери больше!

Ладно, можно предположить, что Полина такая искренняя и наивная, действительно полагала, что Ваня обо всем догадывается и радуется за влюбленных от души. Я даже могу понять, что он, как друг, мог бы помочь Нестору с выбором костюма на свадьбу. Но почему Ваня-то должен брать деньги? И если он настолько близкий друг, то почему же не знал о таких изменениях в жизни своей подруги?

Предположим, что Полина действительно была уверена в том, что Ваня «сам догадался». И всё бы ничего. Но только история удивительным образом повторяется с Нестором.

Зачем скрывать от Нестора правду?

Еще на пляже, в момент знакомства Нестора и Полины, немного странной выглядит ее реакция на слова Нестора о гончарном искусстве древних славян. Создается впечатление, что девушка либо иронизирует, либо она в теме.

Да, в начале отношений, возможно, и не обязательно было сообщать Нестору о том, кто она, чем занимается и что собирается делать. Когда дело идет к свадьбе, думается, что влюбленные что-то друг о друге уже знают. Кажется, Полина знает о женихе больше, чем он о ней.

Но когда речь идет о таком значимом для Нестора событии, как поступление в аспирантуру, молчание со стороны Полины уже сложно чем-то объяснить. Испугалась? Не хотела расстраивать? Сомнительно.

Она прекрасно видела, насколько самоуверен ее жених, слышала слухи о том, что все считают, что для него экзамен лишь формальность, место аспиранта практически в кармане. Следовательно, Нестор был несколько расслаблен, был уверен в своей легкой победе, и Полина об этом знала. Знала она и о том, что участвовала в раскопках, которые дали весомые результаты: авторитетный ученый изменил свое мнение и даже упомянул Полину в некой книге. Расскажи она об этом Нестору до вступительных испытаний, он, может, по-другому бы подготовился, а не сел бы вместе со своим профессором в калошу.

Правду Нестор узнает за несколько минут до экзамена:

– Полина, а ты что здесь делаешь?

– Боюсь экзамен!

– Не беспокойся за меня, здесь все говорят, что аспирантура у меня уже в кармане.

– Значит, я провалюсь, а ты так спокойно об этом говоришь?!

– Так а ты здесь при чем?

– Потому что Я сдаю экзамен в аспирантуру.

– Так ты это «он»?

Достаточно сильный удар ниже пояса, но лисичка-Полина и тут находит ключик к Нестору: убеждает любимого в том, что она ему не соперник и что уже сейчас смирилась со своим неизбежным поражением.

В какую игру играет Полина?

Полина пользуется дружбой Вани, кокетничает с ним, держит при себе, что называется на коротком поводке. Она скрывает от него свои отношения с Нестором. Она вводит его в заблуждение, дает ему ложную надежду, она привлекает его к решению своих проблем, понимая, что обладает над ним женской властью. Полина обманывает и Нестора, скрывает от него значимую информацию, утаивает то, что напрямую влияет на исход экзамена в аспирантуру, манипулирует, играет на его слабостях. Она еще и благородно кидает ему леща («Ну, правда я у тебя умница? Обошла самого Нестора Северова!») и – так уж и быть – не против снисходительно разделить с ним свою славу.

По всем признакам Полина – тот еще манипулятор. И играет она в игру, которую условно можно назвать в духе Карпмана «Ой, а я думала ты сам обо всем догадался, ты же у меня такой умный!». А если обратить внимание на маленькую агрессивную вспышку Полины («Значит, я провалюсь, а ты так спокойно об этом говоришь?!»), то становится понятным, что в случае «поражения» она не была бы такой великодушной, какой она себя показала, одержав победу.

Но, конечно, каждый видит по-своему. Субъективность восприятия никто не отменял. А вы считаете Полину манипулятором или добродушной, искренней девушкой?

Оцените статью
Наивная, уверенная или подлая: чего не разглядел в своей невесте Нестор Петрович
Чем Кирпич разрезал сумку в трамвае. Двусмысленное слово, о котором умолчали в «Месте встречи»