Взяться за фильм «Интердевочка» (1989) для прославленного режиссера Петра Тодоровского, даже во времена Перестройки, было смелым шагом. Еще бы, лента рассказывает о представительницах древнейшей профессии, которых по определению не могло быть в высоконравственном и справедливом советском обществе.
Более того, главные героини – это никакие не падшие или отвергнутые женщины, а вполне себе приятные, честные и достойные люди. Получше некоторых представителей «трудового народа», как, например, отец главной героини.
А продавать себя они пошли только потому, что никаких других перспектив в этом мире, т.е. в Советском Союзе, у них нет!
Такого откровения на советском экране еще не было.
Сценарий картины писался под Татьяну Догилеву, но Тодоровского не устроила, ни она, ни вторая претендентка – Наталья Андрейченко, с которой он работал на своем прошлом фильме «Военно-полевом романе». Пришлось рассматривать молодых актрис, не особо известных широкой публике.
27-летняя Елена Яковлева сразу же согласилась сниматься в главной роли. Она доверяла режиссеру и была убеждена, что создатель таких фильмов о настоящей любви, как «Верность», «Городской романс» или «Любимая женщина механика Гаврилова», не может скатиться в пошлость.
Единственное, что напрягало и смущало актрису, это сцена, где ее героиня, нуждающаяся в деньгах, отдается японцу, которого сыграл казахский актер Ментай Утепбергенов. Сегодня это может показаться странным, но в фильме про путан, это была единственная постельная сцена.
Для лета 1988 года, когда проходили съемки, раздетые актрисы на экране уже никого не удивляли, но показать имитацию интимного процесса, а не просто лежание в постели и обнимание, еще никто из советских режиссеров не решался. Первый раз, как известно, это сделают в фильме «Маленькая Вера», который выйдет в сентябре 1988-го.
Елена Яковлева, хотя и не стеснялась сниматься в почти прозрачном нижнем белье или топлес в ванной, к откровенной сцене оказалась неготова. Отказалась раздеваться полностью и изображать какую-либо страсть, или в данном случае по сюжету, отвращение к своему партнеру.
Пришлось идти на ухищрения. В итоге Петр Ефимович Тодоровский снял постельную сцену, где зритель видит только лицо героини крупным планом.
В процессе «приняли участие» все мужчины, задействованные на съемочной площадке.
Тодоровский и его помощники дергали актрису за ноги, раскачивали кровать и прикроватную тумбочку, создавая эффект «того самого», чего в СССР не было. Сама Елена лежала в постели, не двигаясь и не выражая никаких эмоций, а ее партнер-«японец» даже не попал в кадр. Ментая Утепбергенова вообще в тот момент не было на съемочной площадке.
А еще Елене Яковлевой побрызгали на лицо глицерином, чтобы она выглядела потной и изможденной из-за неудержимого японца.
И действительно, откровенная сцена получилась не пошлой, а по-настоящему драматичной. Зритель во время просмотра не осуждал, а, наоборот, переживали за героиню, винил замшелых советских бюрократов и ее папашу-подлеца.
Так представительница древнейшей профессии на экране превратилась в несчастную Золушку, которая, несмотря на все унижения и препятствия, все равно встретится со своим принцем, причем заграничным.
Фильм «Интердевочка», хотели этого его создатели или нет, романтизировал и оправдал тех девиц, кто считает, что у чести есть цена…