В 1973 году в советский кинопрокат вышел фильм, который многие по сей день считают лучшей семейной драмой, глубоко исследующей проблематику родственных взаимоотношений – «Мачеха» от Олега Бондарёва, являющаяся экранизацией одноимённой повести Марии Халфиной и с Татьяной Дорониной в главной роли.
Сюжет таков: обычная советская женщина Шура Олеванцева живёт с любящим мужем Павлом и двумя детьми в недавно полученной семейством квартире. Оба супруга работают не покладая рук, чтобы обеспечить своим детям лучшее будущее.
И всё бы ничего, настоящая семейная идиллия, пока внезапно чуть ли не на пороге их дома объявляется некая девочка Света – внебрачная дочь Паши Олеванцева, о которой он и сам не догадывался вплоть до того, пока не стало её родной мамы.
Теперь я хочу, чтобы вы попробовали поставить себя на место Шуры. У вас есть всё, что нужно для счастья: семья, дети, приличная квартира – вам больше не о чём мечтать. Но вдруг всё это может быть резко перечеркнуто появлением одной ни в чём неповинной девочки, ставшей результатом ошибок вашего, как оказалось, совсем неидеального супруга (или супруги).
Как будет лучше всего поступить в подобной ситуации? Вот вроде бы, с моральной точки зрения, лучше забрать девочку к себе, ну точно не в детский дом отдавать. Однако, этот ребёнок будет расти с полным пониманием того, что для него вы все, по сути, чужие.
Своего горе-папашу, или мамашу, она то в глаза никогда не видела, а вы ей вообще никто. С этого момента ваша жизнь перевернётся с ног на голову, и уже точно никогда не станет прежней.
Появление Светы полностью изменило жизнь Шуры, причём далеко не в лучшую сторону. Во-первых, о планах по покупке новой квартиры можно смело забыть, ведь теперь нужно кормить ещё одного ребёнка. Во-вторых, её мать, по очевидным причинам, отказывается принимать такую вот «внучку», всячески подначивая от неё избавиться.
В-третьих, дети самой Шуры не приняли Свету. В-четвертых, великолепный отец года Павел, ставший инициатором удочерения, абсолютно забыл о существовании своего биологического ребёнка, взвалив эту неподъёмную ответственность на Шурины нежные, но уж точно не хрупкие, женские плечи.
По логике вещей, Шура должна была невзлюбить Свету. Да, возможно, сама по себе девочка не сделала ничего дурного, но так уж повелось, что нередко дети расплачиваются за ошибки своих родителей. У Шуры в принципе было полное право отказаться от этого ребёнка, так почему она этого не сделала?
Почему пытается вытянуть из этой обиженной молчаливой девочки хоть слово, пусть и совсем не обязана этого делать? Потому что слишком у Шуры доброе сердце, которое не позволяет ей бросить Светочку на произвол судьбы.
История достаточно простая, без каких-то глубинных подтекстов, скрытых смыслов или метафор – зато очень глубокая и чувственная. Честно, в последнюю очередь я хочу смотреть фильмы, которые давят на жалость при помощи демонстрации детей.
Это всегда ощущается банальным приёмом, потому что ну какой нормальный человек не будет испытывать сочувствие к осиротившей девочке? Правда здесь не просто тебе «в лоб» пытаются давить на эмоции, а рассказывают о том, насколько тяжело быть матерью, что помимо радости и счастья – это огромный груз ответственности, и ведь далеко не все в силах его понести.
Ещё никак не могу не поговорить об актёрской игре – она здесь выше любых похвал. Доронина, очевидно, сыграла гениально и никак иначе. Каждая эмоция передана идеально, а как хорошо она смогла передать это тяготящее внутренне противоречие: с одной стороны, эта Света ей всю жизнь испортила, а с другой, уже как родная дочь.
Кстати, насчёт Светы, маленькая Елена Костерева, исполнившая её роль, отыграла феноменально. Каждый раз меня удивляет, насколько мощной была советская актёрская школа. Сейчас, в современных российских фильмах, плохо играющих детей вагон и маленькая тележка. Понабирают на главные роли детей продюсеров, а зрители потом наблюдают не то что попытки играть, а не пойми что.
В случае с Костеревой, я твёрдо могу заявить – она стала лучшей актрисой в этом фильме. Так превосходно сыграть сложный образ девочки Светы, лишившейся всего и со страхом ожидающей своей дальнейшей судьбы, это восхитительный талант.
Жаль только, что после «Мачехи» Костерева снялась лишь в нескольких малоизвестных фильмах на эпизодических ролях, а спустя 2 года так и вовсе ушла из кино.
Подводя итог, могу сказать следующее: фильм «Мачеха» – это очень простая, при этом очень цепляющая, история о материнстве. Вообще, оригинальная повесть будто раскрывает больше сюжетных линий, там и разрешения конфликта между Светой и Юрой, потом ещё предыстория о взаимоотношениях Павла и его тёщи Натальи.
В экранизации основное внимание было уделено конкретно Шуре и Свете, что я считаю максимально удачным решением. Не в последнюю очередь благодаря неописуемо изумительной актёрской игре главного дуэта мамы и дочки.