Самый правдивый персонаж фильма «Не могу сказать прощай!»

Вы, наверное, думаете, что это милиционер Вася. А вот и нет. Единственный персонаж, правдоподобно изображенный в фильме, это… Марта.

Образ Марты, как и все прочие образы в этом фильме, картонный, лишен хоть какой-то глубины, но в отличие от киноколлег, он, по крайней мере, правдивый.

Если Сергей нам преподносится как положительный персонаж (на самом деле нет), если Лида преподносится как положительная (на самом деле нет), если от положительности милицейского Васи сводит скулы — ну не бывает так на самом деле — то вот Марта при всей своей примитивности не вызывает ощущения режиссёрской лжи.

Марта на 100% отрицательный персонаж. Это факт. Образ создавался так, чтобы вызвать неприязнь у зрителей с первого кадра. Сама внешность Марты сильно отличается от внешности всех прочих персонажей.

Она представляет собой этакую Снежную королеву, ледяную статую, Снегурочку: белесая, с по-инопланетному широко расставленными прозрачно-голубыми глазами, с тонкими чертами лица и каким-то почти инопланетным взглядом. Да и имя у неё «не нашенское» — Марта.

В фильме об этом не говорится, но этот образ вызывает стойкие ассоциации с Прибалтикой. Марта, скорее всего, оттуда. Она вообще очень похожа на молодую Анне Вески. По тем временам Марта это весточка «оттуда», девочка с обложки.

Вообще Марта это шпилька от Бориса Дурова прибалтам. Прибалты русских, мягко говоря, недолюбливали, еще во времена СССР они открыто сокрушались, что литовцы, латыши и эстонцы растворяются из-за межнациональных браков.

Помню какого-то эстонского чиновника, который еще в самом начале 90-х говорил, что чистокровных эстонцев осталось только 25%, остальные метисы с русскими и другими прибалтами. В то время выйти замуж за прибалта/жениться на прибалтийке было все равно, что выйти замуж за иностранца/жениться на иностранке.

Советская Прибалтика сохраняла свою самобытность, культуру, она была как бы в Союзе, но немножко отдельно. Близость с границей обеспечивала им хорошее снабжение, и наши люди ездили в Прибалтику затариваться дефицитом местного производства и импортом. Был у меня преподаватель наполовину прибалт, на четверть еврей, на другую четверть русский.

Так вот он часто ездил в родной городок из Москвы и рассказывал, что стоит приезжему войти в магазин, как продавцы тут же начинали прятать дефицит и переставали понимать русский язык.

Он покупал дефицитные товары только показывая паспорт — фамилия у него была самая настоящая литовская, с окончанием на -ис. Конечно, такое было не везде, в магазинах крупных городов этот фокус с прятанием товара не прокатил бы, но тем не менее.

Естественно, такой Марте не нужен простой мужик. На милициёнера Васю она даже не посмотрела бы. А вот Сергей — то, что нужно. Красивый, статный, активный, да и фамилия у него говорящая — Ватагин. Такая же звезда, как и она. В этом плане они нашли друг друга. Им обоим нужен не партнёр по жизни, а статус.

Едва оказавшись в доме свекрови, Марта начинает наводить свои порядки. Например, без её разрешения снимает со стены фотографию родственников Сергея и вешает свадебное фото. Ну а дальше больше — режиссёр раскрывает алчность сей дивы.

И свекрови на сапоги-то денег она не дала, и другу Сергея денег на подарки детям тоже не дала, а самое главное — погнала мужа в нарушение техники безопасности в туман лес валить. И заметили — не поторопилась детей заводить — «сначала обеспечь, потом заводи!«.

И с каким раздражением она говорит о детях соседа. Надо полагать, что такая городская до мозга костей фифочка согласилась ехать с мужем в деревню исключительно ради обещанных высоких заработков — в деревне она смотрится чужеродно. Вот это вот:

Маленький домик, русская печка,
Пол деревянный, лавка и свечка,
И ребятишек в доме орава —

не её и не для неё.

Ну и вполне логичное завершение всего этого — она бросает мужа, ставшего инвалидом. Позорно бежит рано утром, тайком собрав вещи. Всё верно — зачем он ей такой? Ей блистать надо, а не за калекой горшки выносить.

Ну так вот. Марта при всей своей картонности — единственный логичный и цельный образ в фильме. Не выдуманный, не притянутый за уши, а самый что ни на есть настоящий. Без ведра патоки и бочки розовых сoплей. Отрицательный, но правдивый.

И в финале она плачет не потому, что раскаялась или что-то там осознала, а потому, что Сергей снова стал звездой. Он встал на ноги, а значит, он снова будет первым парнем на деревне, но её место рядом с ним уже занято.

Оцените статью
Самый правдивый персонаж фильма «Не могу сказать прощай!»
«Степь»: как Сергей Бондарчук экранизировал Чехова и растрогал зрителей