Картина «Женитьба Бальзаминова» 1964 года от режиссёра Константина Воинова идейно и сюжетно крайне проста – это обычная история о мелочном и жадном человеке, который только и думает о том, как бы выгодно жениться на богатой женщине.
Главный герой Михайло Бальзаминов, роль которого исполнил Георгий Вицин, представляет собой комедийный типаж такого «маменькиного сынка». Маманя Павла Петровна (Людмила Шагалова) сказала жениться на богатой тётке – женится. Маманя сказала разучить французские словечки, чтобы произвести впечатление на потенциальную невесту – разучит.
Правда, в конце концов, жениться Бальзаминов не на молодой и богатой Раисе Пежёновой (Надежда Румянцева), а на состоятельной купчихе Домне Евстигнеевой, роль которой исполнила непревзойдённая Нонна Мордюкова. Ну и кому нужна эта любовь, верно? Главное ведь деньги. По крайней мере, в системе ценностей Бальзаминова и его мамаши.
Отличный и достаточно простой фильм. Впрочем, хоть он, на первый взгляд, не особо выделяется на фоне других советских комедий, всё-таки у «Женитьбы Бальзаминова» достаточно интересная история создания, заслуживающая отдельного рассмотрения.
Место съёмок
Локацией для проведения съёмок стал город Суздаль. Так уж совпало, что в это же время здесь снимали фильмы «Выстрел» и «Андрей Рублёв». Интересно получается: два серьёзных драматических фильма снимались почти бок о бок с весёлой комедией.
Вообще выбор Суздаля, как места съёмок был обусловлен тем, что со времён 19 века город оставался практически нетронутым: всё те же здания и полное отсутствие толп людей на улицах позволяли снимать «вживую», без необходимости выстраивать декорации. У одной из горожанок режиссёр «арендовал» старый деревянный дом, в котором поселили семейство Бальзаминовых.
Игра на контрастах
Режиссёр Воинов специально подбирал актёров таким образом, чтобы они исполнили максимально нехарактерные для себя роли. Допустим, Нонна Мордюкова: советский зритель привык видеть её доброй и обаятельной женщиной. В качестве примера могу вспомнить небезызвестный фильм «Родня» – Мордюкова очень органично смотрелась в роли милейшей женщины Марии Коноваловой.
Однако, в «Женитьбе Бальзаминова» она примерила на себя образ суровой властной мадам с вечно недовольным выражением лица. Достаточно нетипичная роль для всенародной любимицы, но, как мне кажется, такие контрасты сыграли фильму на руку.
Разница между сыном и матерью всего 6 лет…в пользу сына
Смотря фильм, совсем не скажешь, что между Михайло и его матушкой Павлой Петровной на самом деле разница всего 6 лет: актёру Георгию Вицину на тот момент было 47 лет, а Людмиле Шагаловой, внимание, 41 год.
Получается, Михайло ещё и был старше собственной матери? Вообще это удивительно, как съёмочной команде удалось загримировать почти 50-летнего мужчину так, что он выглядит гораздо моложе (по сюжету ему 25). Ну и Шагаловой, само собой, никак не дашь 41 год – лет 60, как минимум.
Кстати, с подготовкой Вицина к роли вообще связана одна достаточно занимательная история. Ему ведь нужно было привести себя в форму перед съёмками. Для этого он решил заняться спортом и регулярно играл с молодыми 20-летними футболистами.
К слову, веснушки на Бальзаминова были добавлены не просто так: они нужны для того, чтобы скрыть морщины Вицина. Ну и про кудрявый парик, само собой, тоже не будем забывать.
Насчёт Шагаловой, тут с гримом, как мне показалось, всё не настолько хорошо – ну вот видно, как её искусственно состарили. Не помогли здесь специальный клей и нитки для создания липовых морщин.
Хотя вот полноватую фигуру старушки сделали вполне неплохо, подложив под одежду актрисы почти 10 кг ваты. Но, повторюсь, всё ещё получилось далеко не так хорошо, как с Вициным. Впрочем, Людмила так отлично сыграла престарелую мещанку, что на такие мелочи в принципе не обращаешь внимания.
29 дублей на одну сцену
Тот самый эпизод с поцелуем между персонажами Вицина и Мордюковой переснимали почти 30 раз. Со слов режиссёра, Мордюковой «не хватало экспрессии», но более конкретно он свой запрос сформулировать не мог.
Таким образом этот момент пришлось переснимать бесчисленное количество раз, пока, наконец-то, Воинова не устроил результат, а актёры уже были готовы отказаться дальше сниматься в фильме, если их заставят ещё раз повторить эту сцену.