Крупные нестыковки с телефонами в «Иронии судьбы», которые никто не замечает

Комедию Эльдара Рязанова про похождения пьяницы Жени Лукашина снимали в 1976 году в Москве и Ленинграде. В фильме много различных шероховатостей, от многокилометрового маршрута Нади до фотографии Олега Басилашвили на снегу.

Однако, эти факты никак не отменяют того, что «Ирония судьбы» стала одним из наиболее выдающихся произведений искусства за всю историю советского кинематографа. Лично я включаю новогоднюю мелодраму Рязанова во вторую десятку. А теперь перейдем к нестыковкам с телефонами.

Лукашин говорит Наде, что «мы с мамой переехали три дня назад«. Я сейчас даже опускаю тот момент, что за трое суток Евгений при тотальном советском дефиците ухитрился приобрести польский гарнитур за 830 рублей (и 25 сверху).

А также то, что ценный предмет мебели успели не только привезти, но и смонтировать. Сегодня мы про телефоны. Совершенно очевидно, что никакого телефона в обеих квартирах еще и быть не могло. «Волшебную» линию в новостройки проводили в течение года, а то и дольше.

Идем далее. Женя хочет связаться с Галей, но не может, и восклицает: как я могу позвонить в Москву, у меня талончика нет! А Надежда Васильевна отвечает: «звоните в кредит, звоните по автомату». Для меня, человека, выросшего уже в 90-е, эти две фразы звучали совершенно галиматьей. На самом деле, в Советском Союзе можно было позвонить из одного города в другой двумя способами.

Первый — прийти (ножками) в переговорный пункт или на почту и купить там талончик, заранее указав куда будешь звонить, и продолжительность разговора. Потом можно было совершить звонок с любого телефона, назвав телефонистке номер этого самого талона. Срок действия — месяц, а если не воспользовался, имелась опция вернуть талончик в том же отделении и получить назад деньги.

Но у Лукашина талона не было. Он ведь не предполагал, что полетит в Ленинград. Поэтому Надя предложила подозрительному незнакомцу позвонить «в кредит». Телефонистка у себя видела Надин номер, и потом прислала бы ей счет за разговор. Именно поэтому Женя назвал Надю чутким человеком, ведь не было совершенно никаких гарантий, что «залетный» вернет деньги.

У Жени Лукашина номер семизначный, а у Нади шестизначный. Это правильно. Номера телефонов из 7 (семи) цифр появились в Ленинграде 1 августа 1976 года. Тогда почему у лифта семизначный номер аварийной службы?!

Теперь переходим непосредственно к номерам. К сожалению, авторы фильма не говорят нам, в каком именно районе Ленинграда проживала Надя. И в интернете я этого не нашел. Если у вас есть информация, как определить район Санкт-Петербурга по первым трем цифрам телефонного номера, присылайте.

А вот с телефоном Лукашина интереснее. Женя называет телефонистке цифры 454 — 60 — 21. В интернете ходит легенда, якобы этот номер принадлежал вахте дома на Фестивальной улице. И каждый раз, когда по телевизору показывали «Иронию судьбы», на несчастный номер обрушивался шквал звонков. Вахтеры отшучивались, мол Женя спит, а Галя уехала в Ленинград.

Так ли это? Ведь мы можем узнать московский район Лукашина по первым трем цифрам. Согласен, что список современный. Но я проверил перечень по нескольким номерам, известным мне еще по советскому периоду — все соответствует. Так, 134 — Университет / Новые Черемушки. 381 — Пражская / Красный Строитель. 466 — Щелковская/Гольяново.

Номер 454 это действительно платформа Ховрино — улица Лавочкина. Фестивальная улица как раз там. Вот только Павлик в начале фильма сообщает нам, что Женя переехал в Черемушки. Дом Лукашина снимали на Проспекте Вернадского. Это немножко южнее, но тоже юго-запад столицы. Так почему же Женя, живя на юго-западе, звонил домой в район платформы Ховрино?!

И последнее. Ну зачем Наде в квартире два телефонных аппарата? Красненький — понятно, под цвет стульев.

А зеленый?

В заключение скажу, что настоящая статья совсем не «попытка очернить», а наоборот, забавные кинематографические наблюдения из истории создания фильма «Ирония судьбы или с легким паром».

Оцените статью
Крупные нестыковки с телефонами в «Иронии судьбы», которые никто не замечает
Больной Миронов и народный Никулин: как создавали советскую комедию «Бриллиантовая рука»