Биография Михаила Пуговкина довольно героическая. Вы конечно же знаете, что Михаил Иванович — фронтовик? Пуговкин ушел на войну добровольцем 7 июля 1941-го. Через год будущего актера тяжело ранило в ногу. Пуговкина эвакуировали в Тбилиси и даже встал вопрос об ампутации. К счастью, конечность спасли. А то не увидели бы мы с вами ни прораба, ни кинорежиссера Якина, ни афериста Сан Саныча.
Эльдар Рязанов был на четыре года младше Пуговкина и попасть на фронт не успел — жил в эвакуации в Куйбышеве. Актер и режиссер встретились в 1956 году. У Пуговкина уже насчитывалось много ролей в кино, но в основном эпизоды. Да и у Рязанова за плечами пока не было ни одного значимого фильма. До «Карнавальной ночи».
Перед Эльдаром Александровичем стояла сложная задача. Главным персонажем новогодней комедии режиссер считал завклуба Огурцова. По мнению Рязанова, Серафим Иванович Огурцов, хоть и бюрократ, но при этом человек искренний, ответственный, неутомимый.
Огурцов совершает все свои глупости из лучших побуждений, он демократичен и инициативен. Старается во все вмешаться и все улучшить. Но при этом Огурцов — человек, выражаясь тактично, неумный. И отсюда все его беды.
На роль товарища Огурцова выбрали Анатолия Папанова, в те годы еще малоизвестного. Однако Папанов отказался. Участие в новогоднем «капустнике» показалось Анатолию Дмитриевичу несерьезным. Он же не знал, что молодой Рязанов станет великим режиссером, а сама «Карнавальная ночь» лидером советского кинопроката!
Тогда Рязанов решил, что будет снимать Петра Константинова.
Но директор Мосфильма Иван Пырьев начал «проталкивать» кандидатуру Игоря Ильинского.
Ильинский был мэтром. А Рязанов начинающим режиссером. Эльдар Александрович опасался, что маститый актер возьмется диктовать ему, как снимать фильм, а уж как играть Огурцова, вообще не станет слушать. И Рязанов попытался как-то уклониться от навязанного ему Ильинского. Предполагаю, что режиссер мыслил так: «я сейчас найду подходящего актера, и докажу Пырьеву, что лучше никто не справится«.
Михаил Пуговкин очень хотел сыграть Огурцова и пришел на пробы. Рязанову понравилось. Но потом Пуговкин, который конечно же знал про то, что начальство «двигает» Ильинского, спросил: а почему Ильинский не может сниматься? «Ильинский просит гонорар десять тысяч, а ему дают восемь» — ответил Эльдар Рязанов.
Разумеется, речь шла о дореформенных деньгах, ведь на дворе был 1956 год. «Не волнуйтесь, Ильинскому дадут десять» — ответил оскорбленный Пуговкин и ушел. Больше он никогда не ходил на пробы к Рязанову и никогда у него не снимался.
Михаилу Ивановичу не понравилось, что его берут только потому что, мол, звезда отказывается. Да еще и из-за маленького гонорара. А вот он, Пуговкин, не именитый и не знаменитый, поэтому пусть играет за намного меньшие деньги.
Дескать, Ильинскому нужно много платить, мы не можем себе это позволить, и поэтому берем кандидата похуже — тебя. А если мэтр вдруг передумает и «сменит гнев на милость», то Пуговкина и вовсе могут снять с роли.
Пырьеву донесли, и когда Гайдай решил снимать Пуговкина в «Операции Ы» в одной из главных ролей, актера «забраковали». Его удалось пристроить только на роль прораба. Интересно, кого Гайдай видел в Пуговкине? Шурика? Верзилу?
Иван Пырьев умер 7 февраля 1968 года, но по инерции начальство отцепило Пуговкина и от роли в «Бриллиантовой руке» (Лелика). Однако, позже Михаил Иванович отомстил Пырьеву.
Ведь кинорежиссер Якин из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» — это ни что иное, как злая пародия на некогда всесильного директора Мосфильма Пырьева, с его тростью, панибратским отношением к артистам и высокопарными манерами.
Был, правда, крохотный эпизод в фильме «Дайте жалобную книгу», где Пуговкин выступает в роли игрока в домино. Но хотя комедию и снимал Эльдар Рязанов, появление Пуговкина экране всего на несколько секунд даже и упоминать не стоит.
Тем более, если речь идет о великом актере Михаиле Ивановиче Пуговкине. Вспомните, сколько у него было по-настоящему крупных ролей. Может, Пуговкин даже и не знал, что «Дайте жалобную книгу» снимает Рязанов, а придя на площадку на единственный съемочный день решил не отказываться — все-таки гонорар…