Эту ленту массовый зритель в СССР так и не увидел, зато ее показали на французском телевидении. Костюмы для всех персонажей придумал только что официально признанный властями Вячеслав Зайцев.
Но самое главное – здесь сыграли две молодые советские актрисы, которые уже были достаточно известны, их однозначно ожидало блестящее будущее, но через два года обе девушки неожиданно бросили кинематограф и сегодня мало кто помнит их имена.
Чем же интересен этот странный фильм и почему перестали сниматься две перспективные советские актрисы?
В 1967 году по заказу Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) – главной научной и инженерной организации советского кинематографа на киностудии «Мосфильм» приступили к съемкам экспериментальной картины под чудным названием «Франтиха».
По итогам получилась 12-минутная цветная короткометражка, предназначенная для… тестирования качества цветного телевидения.
Т.е. кинофильм изначально не предназначался для зрителей и не должен был нести каких-то особенных художественных достоинств. Режиссером выступил знаменитый кинооператор Федор Проворов, еще до войны снимавший первые цветные художественные фильмы в СССР, а потом работавший на фильмах-сказках Александра Птушко.
Однако он не стал снимать простую видовую «документалку». Сам написал сценарий и позвал в свою картину уже известных артистов.
О чем же поведал фильм «Франтиха» за 12 минут экранного времени?
Несмотря на малый хронометраж, действие необычной ленты происходит в разных временах года – зимой, весной, летом, осенью и заканчивается снова зимой.
Всего три персонажа – студентки МГУ Люба и Нина, и их друг, скорее всего однокурсник, по имени Ильяс. Он иностранец, но из какой страны не говорится, и понять из контекста невозможно. Мужскую роль сыграл непрофессиональный актер, учившийся в СССР греческий студент Ильяс Пуллос, о котором ровно ничего неизвестно.
Троица вместе проводит свободное время и, кажется, у одной из русских девушек (Нина) зарождаются чувства к смуглому парню. Однако Ильясу больше нравится Люба.
Франтихой, иностранец назвал Нину (с ее же подсказки), как «человека, хорошо одевающегося». Ильяс, изучающий русский язык и говорящий с акцентом, использовал редчайшее русское слово, женский вариант термина «франт» с добавлением, как сегодня говорят, феминитива «иха». По аналогии с «повар-повариха», «кролик-крольчиха», «трус-трусиха» и т.д.
Слово «франтиха» действительно есть в толковых словарях русского языка, но и до революции оно редко использовалось в литературе (в основном в разговорной речи), а сегодня и вовсе забыто.
Кстати, Люба тоже модница, а значит, тоже франтиха. Не случайно одна из сцен фильма происходит на показе в Общесоюзном Доме моделей одежды на Кузнецком мосту, где уже два года работал художественным руководителем признанный и у нас и за рубежом Вячеслав Зайцев.
Легендарный советский модельер предоставил многочисленные костюмы для героев короткометражной ленты. Девушки постоянно меняют новые платья и костюмы, а Нина даже умудряется в течение одного дня побывать в двух купальниках.
«Франтиху» не показывали по советскому телевидению, но зато она появилась однажды в эфире французского ТВ. Ничего необычного – красивые виды Москвы и русской природы, православные храмы (а в СССР только-только закончилась начатая Хрущевым антирелигиозная кампания), плюс русские красавицы в модных нарядах, сравнимых с новинками «от кутюр» европейских домов моды.
Для французского зрителя это был просто репортаж о неведомой и неожиданно совсем не дикой России…
Подружек Любу и Нину сыграли соответственно 29-летняя Наталья Климова и 18-летняя Марина Гуткович. И обеих девушек уже можно было назвать довольно опытными актрисами.
НАТАЛЬЯ КЛИМОВА
Наталья урожденная Малкина появилась на свет 27 февраля 1938 года, окончила Школу-студию МХАТ, снялась в 11 фильмах.
Ее дебютом в кино стал художественный фильм «Конец и начало» (1963), в котором ей пришлось купаться голышом в темноте. А известность принесли роли Снежной королевы в одноименной киносказке 1966 года с Еленой Прокловой и роковой красотки Зои Монроз в картине «Гиперболоид инженера Гарина» (1965) – первой экранизации одноименного романа А. Н. Толстого.
Две последние крупные работы актрисы также связаны со сказками – мама главной героини в картине «Снегурочка» (1968) и Хозяйка Медной горы в документально-художественном фильме «Сказы уральских гор» (1968).
В 1970 году она последний раз появилась на экране в проходном эпизоде биографической ленты «Чайковский».
Климова – ее фамилия от первого мужа, а в 1962 году красавица-студентка вышла замуж второй раз за пока еще незнаменитого Владимира Заманского (1926 г.р.). Через год, после получения диплома, она пришла в Театр «Современник», где уже служил ее муж. В театре больших и значимых ролей пока не получала, зато в кино вроде дела шли неплохо.
Ради карьеры прервала беременность, о чем потом будет жалеть всю свою жизнь. Пара так и останется бездетной.
В начале 1970-х у Натальи обнаружили страшную болезнь – туберкулез лимфатических узлов, она перенесла четыре операции. О кино пришлось забыть, из театра уйти. Свою болезнь и раскаяние за грех молодости она восприняла как наказание свыше, а утешение нашла в религии. Даже после выздоровления в лицедейство не вернулась, зато приобщила к вере своего мужа. В 1981 году супруги венчались.
С 1998 года Наталья Климова и Владимир Заманский ведут полностью затворнический образ жизни.
Продали московскую квартиру и уехали в старинный Муром Владимирской области. С прессой не общаются (последнее интервью в 2013 г.), регулярно посещают церковь, в феврале 2024 года им исполнилось, соответственно 86 и 98 лет.
МАРИНА ГУТКОВИЧ
Родилась в 1949 году и в кино попала 8-летней девочкой. В экранизации повести XIX века «Гуттаперчимый мальчик» (1957) юная москвичка сыграла девочку из богатой и знатной семьи. Роль небольшая, зато она заставила обратить внимание других режиссеров.
Марина росла вместе со своими киноролями (в основном эпизодами), но профессиональное образование так и не получила. Среди известных фильмов, в которых она сыграла небольшие, не всегда заметные роли – «Василий Суриков» (1959), «Председатель» (1964), «Королевская регата» (1966), «Ошибка резидента» (1968).
Единственная полноценная главная роль – в романтической короткометражке «Когда играет клавесин» (1966) в паре с Евгением Стебловым.
Причины, побудившие Марину Гуткович бросить кино, несколько иные, чем у Натальи Климовой. Вскоре после съемок в «Франтихе», красивая 18-летняя девушка, так и не определившаяся со своим будущим, познакомилась на приеме в советском посольстве в Польше с итальянским журналистом-исследователем.
Главный посыл короткометражки «Франтиха» был в том, что русская девушка никогда, даже ради большой любви к иностранцу, не оставит свою Родину, лучше расстанется с любимым.
Но Марина Гуткович вышла замуж за итальянца и навсегда покинула Советский Союз. Последняя ее киноработа датируется 1969-м годом. За рубежом с планами на актерскую профессию она рассталась окончательно и превратилась в богатую домохозяйку. Супруги вырастили сына Андрея, которому мама привила родной русский язык.
Но связи с родиной 75-летняя Марина Михайловна не теряет. Она регулярно навещала и Советский Союз (ее муж работал в наших архивах и музеях, когда писал книгу о русском художнике XIX века Сильвестре Щедрине, жившем в Неаполе), и независимую Россию, дружила со многими деятелями русской культуры, которым помогала освоиться в итальянской богеме.
Фильм «Франтиха» — редкая возможность увидеть двух интересных молодых актрис, у которых были все возможности, чтобы стать настоящими звездами советского кинематографа.
Но не сложилось. Как и у многих других…