В 1980 году вышел новый фильм от небезызвестного советского режиссёра Николая Губенко (лично из своих любимых фильмов от него могу выделить «Мне двадцать лет» и «Подранки») под названием «Из жизни отдыхающих». Вполне обычная мелодрама о любовных взаимоотношениях между двумя совсем немолодыми людьми, отдыхающими в крымском пансионате.
Вот так от сложных фильмов о ВОВ, Губенко, внезапно, решил отвлечься на романтическую историю.
Действительно, на первый взгляд, фильм действительно будто несильно выделяется на общем фоне историй о большой и чистой любви, коих в СССР снималось предостаточно, а про курортные романы уж тем более. Он достаточно простой, не блещет глубокими смыслами, сложными метафорами и не раскрывает какие-то животрепещущие темы.
Нет, это просто фильм об одиноких людях, пытающихся последние годы своей жизни провести с кем-то. Впрочем, у «Из жизни отдыхающих» есть ещё одна уникальная особенность – крайне занимательная история создания, о которой мы сейчас с вами и поговорим.
Вдохновлялся Чеховым
Сам Николай Николаевич утверждал, что при создании «Из жизни отдыхающих» он в основном ориентировался на произведения Антона Павловича Чехова. В принципе, я могу уловить некоторые общие моменты с рассказами великого русского писателя: максимально простые и при этом колоритные персонажи, зачастую олицетворяющие какую-то социальную группу.
Например, дворянка Ольга Николаевна, лже-дипломат Аркадий, на самом деле работающий поваром, или «светская львица» Марго – все они являются в каком-то смысле карикатурами.
Также произведениям Чехова был свойственен тонкий социальный подтекст. Через призму простеньких историй он раскрывал важные и вечноактуальные проблемы российского общества. Можно ли то же самое сказать о фильме? И да, и нет.
Всё-таки основной акцент сделан на развитии взаимоотношений между Алексеем Сергеевичем (Регимантас Адомайтис) и Надеждой Андреевной (Жанна Болотова), поэтому в этом плане ничего «чеховского» я, честно сказать, не заметил. Хотя, возможно нечто упускаю, если это действительно так, то можете поправить меня в комментариях.
Неудавшаяся романтическая драма
Да, я неоднократно говорил о том, что основной фокус фильм делает именно на главных героях и их любви, но при этом всё ещё значительная часть внимания досталась увлекательным второстепенным персонажам.
Правда изначально Губенко так не задумывал: он хотел снять сугубо романтическую историю о разочарованном советском хирурге, который находит свой смысл жизни в любви. Всё бы ничего, только вот руководство «Мосфильма» посчитало образ Алексея «порочащим отечественную медицину», ибо как может врач быть разочарованным в своей благородной профессии?
Вот поэтому пришлось Николаю полностью переписать сценарий (он ведь ещё главным сценаристом был), а чтобы Алекса было в фильме не так много, он решил добавить побольше экранного времени героям второго плана.
Мне кажется, такое решение пошло фильму даже на пользу. И вообще я бы хотел увидеть формат эдакого сборника разных историй отдыхающих на курорте, идущих параллельно друг другу, при этом сплетающихся в одну единую развязку.
Мне кажется, такой формат позволил бы гораздо больше раскрыть те самые «социальные темы», воплощённые в образах героев. Ну это так, небольшое лирическое отступление с моими размышлениями.
Место съёмок
Фильм в самом деле снимали совсем недалеко от Ялты. Съёмочная команда обнаружила там пустующий санаторий, явно оставшийся практически нетронутым ещё с XIX века, отчего в кадре и можно заметить так много декоративной атрибутики того времени. Тем более такая атмосфера отлично вписывалась в контекст чеховского рассказа, поэтому решено было снимать именно здесь.
Почему режиссёр переозвучил главного героя
С самого начала Губенко хотел подыскать на роль Алекса мужчину с нестандартной по советским меркам внешностью, чтобы он был похож на иностранных актёров. Собственно, поэтому выбор пал на литовского артиста Регимантаса, ранее не снимавшегося в советских фильмах (было у него несколько литовских и парочка молдавских фильмов, но не более).
Одна только была проблема – слишком мощный прибалтийский акцент Алексея. Безусловно, будь это другая роль, то такая уникальная фишка звучала бы интересно, но всё же Губенко решил пойти на достаточно неожиданный шаг и самостоятельно переозвучил реплики персонажа.