В 1981 году совместными усилиями СССР и Венгрии была снята отличная комедийная мелодрама под названием «Отпуск за свой счёт». И хотя картина не попала на большие экраны, ограничившись лишь показами по телевидению, это отнюдь не помешало ей стать настоящим народным хитом, о котором продолжают вспоминать спустя десятилетия.
История о девушке Кате (Ольга Мелихова), которой придётся столкнуться со множеством любовных разочарований, действительно не может оставить равнодушным. Простое, и в то же время трогательное, кино. Особенно мне нравится, что под конец всё не сводится к банальному «хэппи энду», где Юра переосмысливает своё отношение к Кате.
Честно, хотелось бы мне верить, что не сошлись они в финале. Слишком уж неестественно смотрится их пара в контексте того, как Юрий ранее относился к Кате, до того, как она «перевоплотилась» в красавицу.
Впрочем, закончим с моим небольшим отступлением и перейдём непосредственно к истории создания картины.
Свадьба после съёмок
Игорь Костолевский, сыгравший того самого Юрия, по интересному стечению обстоятельств познакомился со своей будущей женой прямо на съёмочной площадке этого фильма. И нет, стала ей не исполнительница роли Кати Котовой, а, как не забавно, Елена Романова. Дело в том, что и по сюжету фильма она была невестой Юры по имени Лена, так что вот такая получилась судьбоносная роль.
Роль Кати писалась под другую актрису
Изначально режиссёр Виктор Титов хотел пригласить на роль главной героини не Мелихову, а Любовь Руденко. Больше вам скажу, изначально образ Котовой сценарист Валентин Азерников прописывал с расчётом на актрису Евгению Симонову, правда разошлись немного представления с Титовым и пришлось уступить.
Тем более Любовь Николаевна к тому моменту уже была хорошей подругой Костолевского, так как они неоднократно играли вместе на сцене театра. В общем, прекрасный мог бы получиться дуэт, но вот незадача – Руденко сыграть роль не удалось.
Основная часть съёмок проходила в Венгрии, куда и по сюжету фильма отправляются главные герои, вот только не успела девушка выехать из страны, как пришло распоряжение от кого-то «сверху», якобы сниматься должна Ольга Мелихова.
Почему, как и за какие заслуги? Подробности этой истории, к сожалению, неизвестны. Знаем только то, что коллектив был не особо дружелюбно настроен к Мелиховой, так как она, сама того не осознавая, лишила роли Руденко, которая долгое время готовилась сыграть Котову.
Кстати, насчёт Мелиховой, у неё не очень-то хорошо всё сложилось с актёрской карьерой. После «Отпуска» она снялась только в роли Зины в фильме «Собачье сердце», поле чего навсегда ушла из кинематографа.
Почему из фильма вырезали Боярского
Наверняка многие из вас не знали, но изначально в фильме появился сам Михаил Сергеевич. У него была не одна из главных ролей, он сыграл какого-то друга Юры, да и в кадре его было не так уж много. Правда незадолго до премьеры «Отпуска» вышла одна очень занимательная статья с заголовком по типу «Актёры, которые стремятся только к наживе», где красовалось имя Боярского.
Гостелерадио не хотели поднимать лишнюю шумиху, отчего настояли на том, чтобы из фильма убрали абсолютно все сцены с Михаилом. И так вот получилось, что остались они теперь только в версии для венгерского проката.
Почему концовка получилась такой неоднозначной?
Ласло, сыгранный венгерским артистом Миклошом Калочаи, был очевидно лучшим вариантом для Кати, согласитесь. Именно он, в отличие от Юры, ценил Котову не за внешность, а за то, какой она человек. Также в самом финале он не побоялся в конце бросить родную Венгрию и уехать к своей возлюбленной в её маленький городок. Это ли не поступок настоящего мужчины?
Как раз изначально в концовке должны были подтвердиться отношения между Катей и Ласло, только вот всё то же Гостелерадио не одобрило такое решение. Мол, а почему это советский парень показан в таком неприятном свете?
И что это за посыл для советских девушек встречаться с иностранцами? Непорядок получается. Ну, собственно, поэтому финал и получился таким невнятным, ибо сводить Котову с Ласло запретили, а оставлять её с Юрой – значит полностью перечеркнуть всю мораль истории, по крайней мере как мне кажется.