Раз уж зашла речь о знаменитых ролях Владимира Высоцкого, то нелишне вспомнить знаковый фильм эпохи — «Вертикаль» (1967). Красивые, но коварные горы, преодоление, дорога и гитара — вот символы 1960-х годов.
Совместную киноработу Станислава Говорухина (будущего творца «Места встречи…») и Бориса Дурова (а он снимет «Пиратов ХХ века») то называют культовой и прорывной, то считают малосодержательной и скучной, говоря о том, что единственное достоинство картины – это песни Высоцкого, которые стали жить отдельно от фабулы.
На мой взгляд фильм эстетский и стильный – шикарные съёмки натуры, головокружительные ракурсы, точёные силуэты. И главное – фильм точно попадает в настроение своего времени.
Царил культ дороги – молодые (и даже не вполне юные) люди ехали куда-то на электричках или в плацкартных вагонах, дабы потом идти по лесам, горам, вдоль рек. Причём дорога существовала ради себя самой – у походников была дивно-фантастическая цель – познать свой мир и ощутить радость вселенной.
Элитой среди «ищущих дорогу» считались альпинисты. В ленте есть очень важный диалог – врача Ларисы (Лариса Лужина) и радиста Володи (Владимир Высоцкий). Лариса, эффектно закуривая, спрашивает в чём суть восхождений на горы, и Володя коротко и ясно говорит о том, что по жизни мы движемся «по горизонтали», а тут возникает вертикаль.
Стремление к небу. В атеистическом СССР то и дело возникали божественные смыслы, не связанные с религией, но ощущавшиеся, как истовая вера.
В данном случае ребятами владела вера в прекрасную и непостижимую Вертикаль, на которую надо забраться, дабы понять Смысл. Итак, группа под руководством опытного альпиниста, бывшего фронтовика отправляется в Сванетию.
Да, в самом начале фильма мы видим типичную квартиру шестидесятника – лапидарная меблировка, африканские маски, книги, журнальный столик. Принимается решение покорить гору Ор-Тау. Все – согласны. Они для этого и живут!
Но какой же фильм о горах без острого сюжета? Радист Володя получает сообщение о начале циклона, однако, альпинист Геннадий (Геннадий Воропаев), всё это скрыл от группы – он одержим победой над высотой. Нам показывают, как рисковал он и собой, и товарищами, однако, Ор-Тау была покорена.
Мораль? А её в данном случае и нет – послушаться прогноза, значит, не выйти на новый уровень. Не послушаться? Как минимум, получить обморожение рук.
Финал – оптимистичный. Все вернулись. Всех встречают на вокзале. Небо в очередной раз покорено. Вертикаль ещё раз осмыслена. Однако у этой страсти есть и оборотная сторона – люди становятся адреналино-зависимыми, а строка из песни:
«Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал…» превращается в идею-фикс. Известно, что многие шестидесятники в следующем десятилетии стали разочарованными циниками – не потому ли, что Вертикаль оказалась ложной целью?