Александр Грин написал свою блистательную поэму «Алые паруса» в 1922 году. А фильм Александра Птушко появился только через 40 лет. Долгое время творчество Грина было под запретом, как «чуждое» и «реакционное».
После 53-го наступило время «реабилитации». Экранизация довольно точно следует тексту произведения, однако имеются и отличия. В своем расследовании мы будем опираться в основном на кино, но когда понадобиться — привлечем и книжку.
Итак, моряк Лонгрен возвращается домой и видит, что его любимая жена Мэри умерла, а за дочкой смотрит соседка. Уходя в дальнее плавание, Лонгрен оставил беременной жене некоторые средства, но все они были потрачены.
Частично — на лечение после трудных родов. Когда деньги совсем закончились, Мэри пошла просить взаймы у трактирщика Меннерса под залог обручального кольца. Но Меннерс возжелал не кольцо, а саму Мэри. Девушка сумела вырваться, однако потребность в деньгах все-таки осталась.
Если вы читали повесть Александра Бородянского «Про Афоню, слесаря-сантехника жэк номер два», то непременно помните, как умерла мама маленького Афони Борщова.
Примерно такая же смерть постигла и жену Лонгрена. Бушевал ветер. Собирался дождь. Несмотря на это, Мэри отправилась в город Лисс, оставив ребенка одного. Сердобольная соседка обещала несчастной женщине краюху хлеба, но та всё равно пошла. Хотя Мэри ничего не стоило протянуть до утра, переждать непогоду, а на следующий день заложить злосчастное кольцо.
Мэри поступила очень глупо, и самое впечатляющее, что после ее смерти соседка сумела прокормить не только себя, но и малышку, даже несмотря на то, что обручальное кольцо осталось не-заложенным. То есть шанс выжить был, и немалый. Но не будем обвинять женщину.
Во-первых, дамы часто не способны мыслить логически. Во-вторых, после родов психика матери часто подвержена губительным извинениям. Кто же виноват в смерти Мэри? Неужели Меннерс? Да он её едва знал. Ну давайте покумекаем, кто взял на себя обязательство кормить, обувать и одевать Мэри, кто был отцом ее ребенка, кто обязан был обеспечить женщине комфортное существование?
Ответ очевиден — Лонгрен. Ее муж.
Во время съемок актеру Ивану Перверзеву (Лонгрен) было 47 лет. А Антонине Кончаковой (Мэри) — 33. Актеры выглядят на свой возраст. Елки-метелки, ты ухватил в жены красавицу на 14 лет младше! И ты не смог ее уберечь! Это не мужчина. Это ничтожество. Лонгрен ушел в море. «Плавание твое затянулось» — сказала соседка. Но разве это первое путешествие Лонгрена?
Он вроде не похож на задорного юнгу-сорванца. Взрослый мужик, за 40. Наверняка Лонгрен догадывался, что плаванья иногда затягиваются. Дома беременная жена. И этот человек не смог спрогнозировать, что денег может не хватить? Значит нужно было перенести свой поход. Устроиться пока на работу на суше. Снег чистить, кирпичи класть. Или игрушки мастерить.
Что бывший моряк позже с успехом и делал. Другой вариант — не заводить потомство до тех пор, пока не скопишь достаточную сумму, чтобы хватило не только на дорогостоящее лечение, но и на 10 лет после родов.
Смерть Мэри — целиком и полностью вина Лонгрена.
Теперь переходим к Меннерсу. Да, это неприятное создание. Меннерс оставил Мэри в беде, но к сожительству не принуждал и кольцо не отнимал. Да он и не знал, что женщина умрет. Я сейчас даже не могу найти уголовной статьи, которую можно было бы применить к Меннерсу.
Лонгрен осудил Меннерса за то, что тот попытался овладеть его женой. А сам моряк что ли бы святым? У матроса в каждом порту по «невесте», и я совершенно уверен в том, что Лонгрен совсем не был исключением.
Разумеется, Лонгрен не убивал Меннерса. Его действия следует квалифицировать скорее как «оставление в опасности». В фильме имеется нестыковка. Сначала дети кричат Ассоль, что «твой отец утопил Меннерса», а позже Меннерс-младший заявляет, что папу выловили рыбаки.
Но в тексте Грина совершенно четко указано, что через 48 часов после «спасения» трактирщик умер. Он отказал Мэри в деньгах еще до того, как она попала под дождь и заболела. А вот Лонгрен отказался кинуть канат уже явно погибающему Меннерсу.
У нас с вами нет никакой симпатии к усопшему трактирщику. Он скверно жил и плохо умер. Но зловещий Лонгрен намного хуже. Мэри умерла в первую очередь из-за собственной глупости, а во-второй (косвенно) из-за Меннерса.
И еще из-за 1284 жителей деревушки Каперна, которые тоже не дали в долг. А вот Лонгрен сначала обрек на смерть свою несчастную жену, зная, что она ждет ребенка. А потом — и Меннерса. Да, Лонгрен отомстил, но кому от этого стало лучше? Только сделал родную дочку изгоем, а сам лишился почти всех покупателей и жил во тщете…