«Дневной поезд» – мелодраматический советский фильм 1976 года от режиссёра Инессы Селезнёвой, также известной, как автор картины «Осенняя история». Собственно, и в «Дневном поезде» тоже прослеживается вот это осеннее меланхолическое настроение.
По крайней мере, для меня уже стало своеобразной традицией пересматривать его осенью. И в ходе каждого такого пересмотра я всегда задаюсь внутренним вопросом: какая судьба ожидает Игоря и Веру после финала?
Как всегда, для полного понимания вкратце пробежимся по основным событиям сюжета. Итак, начинается фильм с истории двух лучших подруг: Любови и Елизаветы. Некогда молодые театральные актрисы уже давно живут в разных городах, обзавелись собственными семьями и вместе с этим пытаются как-то наладить личную жизнь своих уже давно повзрослевших детей.
Дочь Елизаветы зовут Вера, а сыграла Маргарита Терехова. Собственно, Вера является эдаким советским архетипом интеллигентной и скромной девушки, хотя лучше сказать женщины, у которой, по классике жанра, не состоялась личная жизнь.
Вполне популярный образ в советских фильмах, встречающийся практически повсеместно. Вспомнить хотя бы такие фильмы, как «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Влюблён по собственному желанию» (1983) да и многие другие картины, уже неоднократно разобранные на моём канале.
Так вот, возвращаясь к «Дневному поезду», очевидно, что у Веры должен был появиться любовный интерес – им стал сорокалетний мужчина по имени Игорь, которого сыграл Валентин Гафт. И причём Игорь не просто какой-то случайный прохожий – его послала та самая Люба, подружка Лизы, в попытке найти своему сыночке невесту.
Разумеется, Игорь и Вера, будучи совсем неглупыми взрослыми людьми, быстро понимают суть их встречи. Тем не менее они всё ещё должны как минимум несколько дней провести вместе.
По ходу сюжета между нашей «парой» возникает несколько неприятных ситуаций, однако, несмотря ни на что, Вера показалась Игорю крайне симпатичной мадам. Всё же она красивая и умная женщина, и пусть их взаимоотношения сложились не лучшим образом, Игорь пытался произвести на неё хорошее впечатление.
Однако, в конце концов, между главными героями ничего не сложилось, что в целом достаточно нехарактерно для подобных мелодрам. Приходит тот самый дневной поезд, Игорь садиться в вагон и уезжает обратно в Москву.
Казалось бы, на этом история может считаться законченной, но этот небезразличный взгляд Веры в самом финале будто намекает на продолжение, пусть и оставшееся за кадром.
Образы Игоря и Веры в каком-то смысле является антонимичными: героиня Тереховой – это жизнерадостная женщина, сохранившая внутри себя веру в лучшее несмотря на все жизненные трудности.
В то же время Игорь является эдаким разочаровавшимся в жизни мужчиной за 40, который на всё смотрит через призму равнодушия. Такой образ вы тоже могли часто видеть в советских фильмах, тот же Афанасий Борщёв из фильма «Афоня» (1975), хотя в отличие от Афони, Игорь — не комедийный персонаж.
Будто есть между ними какие-то общие черты, а за их напускным безразличием скрывается внутреннее разочарование и глубокое чувство одиночества. Очень показательным был момент с той самой злополучной встречей Игоря со своими друзьями Ингой и Гошей.
В то время, как стареющий московский «ловелас» так и не смог отыскать спутницу жизни, его давние товарищи счастливо живут вместе, даже сына завели и назвали в честь друга. Жаль только сам Игорь этого жеста не оценил.
И здесь происходит одна крайне интересная ситуация: Игорь будто пытался воздействовать на Веру выстроив образ «загадочного и серьёзного мужчины», чтобы она сама потянулась к нему в попытках, так скажем, раскрыть душу.
Вот только Вера далеко не так наивна и не боится напрямую упрекнуть своего спутника в том, что он не удосужился порадоваться за своего друга. Игорь привык нравиться людям, и только Вера смогла разглядеть его истинное нутро напуганного отчаявшегося человека, наивно полагающего, что никто не имеет права быть счастливым – ведь он сам несчастен.
Что касается чувств Веры, то здесь ситуация не так однозначна. Она не выражает какой-то яркой симпатии по отношению к Игорю, но, с другой стороны, если он был ей безразличен, то почему она так отчаянно пыталась изменить его в лучшую сторону?
Как минимум, именно Вера раскрыла Игорю глаза на горькую правду. Само собой, это был в первую очередь упрёк, но за этим будто кроется и желание Веры искренне помочь Игорю. Он совсем не плохой человек, просто запутавшийся в себе и собственных чувствах.
Какой можем подвести итог? Всё-таки есть у пары из фильма «Дневной поезд» совместное будущее? Как мне кажется, более чем. Для Игоря Вера стала своего рода «толчком» к изменениям в лучшую сторону, да и сама она, судя по всему, прониклась чувствами к персонажу Валентина Гафта.