Куда и зачем побежал штрафник Левченко в фильме «Место встречи изменить нельзя»: самая непродуманная сцена в картине Говорухина

Вопреки всей моей любви к прекрасному мини-сериалу «Место встречи изменить нельзя» от Станислава Говорухина, я не могу отрицать то, что в картине присутствует немалое количество странных сюжетных моментов.

Отдельной проблемой лично для меня стала концовка, оставляющая после себя странное чувство недосказанности и поспешности, но не только к финалу истории возникают вопросы – есть и множество более мелких, на первый взгляд практически незаметных, моментов, над которыми уже начинаешь задумываться после очередного пересмотра.

Конкретно я говорю про сцену с Левченко в конце пятой, то есть финальной, серии. Сначала хотелось бы в принципе поговорить о том, как этот персонаж подаётся в сериале. Я не очень люблю сравнивать литературные первоисточники с киноэкранизациями, так как фильм и книга – это два разных произведения, но здесь максимальное непопадание в образ.

К актёрской игре Виктора Павлова у меня нет никаких претензий, безусловно прекрасный советский артист, только вот, как минимум внешне он совершенно не вписывается. В книге Сергей Левченко представляет собой опытного и опасного бандита, который в случае чего мог бы и самому Шарапову легко дать отпор.

Эдакий прожжённый бандюган с грозным выражением лица и, само собой, в отличной форме. От Павлова такого ощущения не исходит. Он не выглядит как боец, закалённый суровыми испытаниями. Легко могу представить его в роли какого-нибудь подполковника, но учитывая типаж персонажа Левченко – это однозначно неправильный выбор.

Ладно, это так, немного субъективных ощущений, теперь переходим непосредственно к самой сцене. Во-первых, мне категорически не нравится то, как в принципе по ходу сериала выставлены взаимоотношения Шарапова и Левченко.

Видите ли, Шарапов был командиром Левченко во время ВОВ, отчего сцена с неудавшимся побегом Сергея выглядит ещё более драматичной: у Шарапова на глазах не стало его товарища, после того как он отчаянно пытался убедить Жеглова не применять огнестрел.

Накал эмоций был обеспечен, только вот, в экранизации всю сюжетную ветку с Шараповым и Левченко практически вырезали. Возникает вопрос, отчего Володя так тяжело переживает «утрату» этого бандюгана? Их практически ничего не связывает, ну не стало его и не стало – чего слезы по таким ворам нечестивым проливать? От этого вся сцена, по сути, теряет смысл.

Во-вторых, хотелось бы отметить более незаметный, и тем не менее важный, момент. В фильме Шарапов просто обобщённо кричит в воздух мол: «Не стрелять!», будто отдавая приказ всем сразу. В книге он говорит именно «Не стреляй», тем самым обращаясь к Жеглову.

Я уже упоминал в своих статьях, что в книге взаимоотношения Володи и Глеба Егоровича раскрыты в разы лучше. При всём уважении к Высоцкому и Конкину, у них действительно отличный дуэт, но тут именно вина сценаристов.

В целом персонажа Жеглова в экранизации значительно «смягчили». Он должен был быть проводником Володи Шарапова в сложный криминальный мир, где милиционеру часто приходится действовать гораздо более опасно, чем преступник.

В фильме ничего подобного нет, Жеглов выступает просто суровым ворчливым дядькой, что тоже вполне неплохой образ, просто рушащий оригинальную атмосферу.

Итого, в книге получилась кульминационная сцена, в которой Володя отчаянно обращается к Жеглову с просьбой пощадить его старого товарища. Капитан, разумеется, не стал прислушиваться к просьбе подчинённого и совершил тот самый выстрел.

Володя Шарапов теряет последние остатки надежды – он сломался. Грань между «добром» и «злом» в его глазах окончательно стёрта. Только что он увидел, как доблестный блюститель порядка отправил на тот свет его лучшего друга. Возникает вопрос, а кто из них по-настоящему бесчеловечен? Как вы понимаете, всего этого в фильме попросту нет.

За счёт местами «кривой» адаптации оригинальной истории, искажения первоначальных образов и отсутствия важных сюжетных линий, эта важнейшая сцена в сериале выглядит абсолютно нелогично, просто не имеет никакого смысла.

Непонятна ни реакция Шарапова, ни его стремление сохранить жизнь Левченко. Даже сама идея о том, что «добро» совсем не такое «светлое», как это представлял себе Володя, тоже упущена.

Ещё раз повторюсь, я всей душой обожаю «Место встречи изменить нельзя» от Говорухина. Просто конкретно эта сцена могла стать одной из лучших во всём советском кинематографе, если бы только сценарий был более полноценным и не таким «обрезанным». Ну и к самому персонажу Жеглова тоже есть несколько вопросов, хотя я понимаю, что это уже скорее субъективщина.

Оцените статью
Куда и зачем побежал штрафник Левченко в фильме «Место встречи изменить нельзя»: самая непродуманная сцена в картине Говорухина
Анастасия Вознесенская. Счастливый союз более 50 лет с Андреем Мягковым, роли в кино. Как живет актриса и почему не было детей?