«Скорее сбросить бы этот детско-юношеский фильм»: почему космический режиссёр Ричард Викторов не любил работать с детьми

95 лет назад в Туапсе на свет появился будущий режиссёр Ричард Викторов. Он родился в семье благородных кровей — прадедушкой мальчика был легендарный адмирал Казнаков. Начало войны застало 12-летнего Ричарда в одном из крымских санаториев.

Во время отдыха парень был тяжело ранен в ногу — врачи грозились ампутировать раздробленную конечность, но Ричард проявил невероятное мужество и настоял, чтобы кости собирали по кусочкам без анестезии. Ногу удалось спасти, но травма не прошла бесследно — до конца дней Викторов слегка прихрамывал.

После войны Ричард Викторов экстерном окончил школу во Львове и поступил на филологический факультет местного государственного университета. Выпустившись с дипломом преподавателя русского языка, литературы и психологии, Викторов решил попытать счастья на режиссёрском факультете ВГИКа.

Удача улыбнулась молодому человеку — он попал на курс знаменитого мастера Сергея Юткевича и начал постигать азы режиссёрской профессии.

Его дипломной работой стала полнометражная драма о лесорубах «На зелёной земле моей», снятая в соавторстве с Игорем Шишовым. Получив диплом, Ричард Викторов был принят в штат «Беларусьфильма», где для него начались поиски собственного стиля.

Молодой режиссёр перепробовал почти все жанры — снял детектив «Впереди крутой поворот», военную драму «Третья ракета», мелодраму «Любимая». В конце 60-х Ричард Викторов уехал в Москву, получив место на Киностудии имени Горького. Здесь он впервые обратился к детско-юношеским фильмам — снял картины «Переходный возраст» и «Переступи порог».

Режиссёр всегда хотел поработать с фантастическим жанром — на его рабочем столе лежали книги братьев Стругацких, а сам он на заре карьеры мечтал экранизировать повесть «Малыш». Однако Викторов прекрасно понимал, что для качественной экранизации фантастики у него нет ресурсов, да и индустрию фантастического кино в стране нужно создавать практически с нуля.

Когда руководство киностудии предложило ему сценарий «Москвы — Кассиопеи», Викторов с энтузиазмом принял предложение. К тому же бюджет посулили немалый — как минимум миллион рублей. Вместе с художниками режиссёр принялся увлечённо продумывать космические декорации и костюмы, подбирать локации для съёмок.

Какого же оказалось его удивление, когда на каждом новом собрании обещанный бюджет все урезали и урезали. В результате фильм по одному сценарию пришлось разделить на две части — взаимосвязанные, но сюжетно завершённые. «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» вышли на экраны с разницей всего в полгода.

Дилогия о покоряющих космос подростках имела неимоверный успех у зрителей и получила множество международных наград. Ричард Викторов в одночасье прославился как мастер детско-юношеского кино, но сам режиссёр от такого поворота был совсем не в восторге.

В своих дневниках Викторов неоднократно писал, что работать с детьми на площадке для него сплошная мука. Режиссёр мечтал сотрудничать с серьёзными актёрами, с которыми у него может произойти творческий обмен, а детям нужно было только отдавать — ничего не приобретая в знаниях и мастерстве.

«Детский фильм необходимо снимать в лучшем случае через раз! Иначе твоей режиссуре, голубчик, конец!» — откровенничал с самим собой режиссёр.

После просмотра картины «Печки-лавочки» Ричард Викторов и вовсе был раздосадован собственным творчеством. В дневнике он писал: «Появилась грустная зависть — серьёзная работа режиссёра с актёром, разработка характеров. Господи, скорее сбросить бы этот детско-юношеский фильм!».

После огромного успеха Ричард Викторов решил отступить от космической темы и взялся за военную драму «Обелиск» — очередную экранизацию одного из его любимых авторов Василя Быкова. Однако уже вскоре режиссёр вновь обратился к фантастике.

На этот раз Ричард Викторов работал с самым популярным в стране писателем-фантастом Киром Булычёвым — вместе они создали сценарий «Через тернии к звёздам». На этот раз режиссёр поставил перед собой задачу — снять кино для всех возрастов.

В картине Викторов затронул серьёзную тему взаимоотношения человека с окружающим миром, предсказал экологическую катастрофу и глобальное потепление.

Ричард Викторов тесно общался с учёными и сам собирал всю возможную информацию, что позволило ему создать на экране настоящий инопланетный мир. Режиссёр придумал новаторскую технологию для съёмок невесомости в бассейне — невероятные кадры оценили даже космонавты.

Локацию для съёмок мёртвой Дессы режиссёру подсказал Андрей Тарковский — в окрестностях заброшенного нефтеперерабатывающего завода возле таджикского города Исфара он сам когда-то хотел снимать «Сталкера».

Изначально Ричард Викторов завершил фильм следующей фразой: «Все кадры мёртвой планеты Десса сняты на Земле сегодня». Но Госкино такое примечание показалось слишком упадническим и его вырезали.

Картина «Через тернии к звёздам» оказала влияние на развитие не только отечественного, но и зарубежного кино. Так, голливудский режиссёр Ридли Скотт дважды посещал «Мосфильм», чтобы узнать, как снимались определённые эпизоды и строились декорации к фильму.

После очередного космического успеха Ричард Викторов продолжил сотрудничество с Киром Булычёвым. Они написали сценарий сатирической комедией с элементами фантастики «Комета» и приступили к съёмкам.

Однако увидеть готовый фильм режиссёру было уже не суждено. В последний день работы над картиной 53-летнего Ричарда Викторова поразил инсульт. Вместо полноценного восстановления режиссёру пришлось разбираться с Госкино, где в новую картину требовали внести многочисленные правки.

В результате Ричард Викторов так и не смог оправиться от удара — он ушёл из жизни 8 сентября 1983 года. Завершать картину доверили Юрию Чулюкину — но его «Комета» с замыслом Викторова имела мало общего.

Ричарда Викторова похоронили на Митинском кладбище. На памятнике главного космического режиссёра разместили эпитафию: «В искусстве своём ты останешься вечным, как вечно познание космоса».

Ричард Викторов был женат на актрисе Надежде Семенцовой, которая сыграла во многих его фильмах. Вместе они воспитали двоих детей — дочь Анна и сын Николай продолжили отцовское дело и стали режиссёрами. Николай Викторов ещё школьником снялся в «Москве — Кассиопее», а потом появился и в других фильмах.

В 2001 году Николай выпустил переработанную версию отцовской картины «Через тернии к звёздам» — в фильм добавили современные спецэффекты, восстановили цвета и изменили звуковую дорожку.

Оцените статью
«Скорее сбросить бы этот детско-юношеский фильм»: почему космический режиссёр Ричард Викторов не любил работать с детьми
Алиса Фрейндлих и ее судья. За четыре года до «Служебного романа»