Еще одна хорошая советская комедия, которую запретили под глупым предлогом

История о том, как еврейская эмиграция из СССР повлияла на советское кино…

Обаятельный и задорный Александр Збруев, вечный «алкоголик» Георгий Вицин и неувядающая красавица Клара Лучко в замечательной комедии, которая стала одним из лидеров советского кинопроката 1971 года. Казалось, что еще нужно, чтобы войти в историю отечественного кинематографа?

Но через несколько лет после премьеры, картину фактически положили на полку. Нет, ее официально никто не запрещал, но старые кинопленки постепенно изымали из проката, а по телевидению фильм просто не показывали.

Несколько поколений советских зрителей даже не подозревали, что существует такой фильм.

В истории нашего кино есть труднообъяснимые примеры, когда обычные развлекательные фильмы, вдруг, по разным причинам, становились запретными. Так из кинотеатров изъяли комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» (1961) и Георгия Данелия «Тридцать три» (1965), только потому, что власти предержащие разглядели в них какую-то крамолу.

А всем известный сказочный мюзикл «31 июня» показали в новогоднюю ночь 1978/1979 гг. и сразу же положили на полку, второй раз зрители увидели картину только десять лет спустя, в эпоху Перестройки.

Все потому, что сыгравший одного из второстепенных персонажей, знаменитый советский балетный танцор Александр Годунов, 23 августа 1979 года во время гастролей Большого театра в Америке, сбежал и запросил политического убежища.

Фильм, о котором мы сегодня расскажем, стал еще одной хорошей советской комедией, запрещенной под совершенно глупым и надуманным предлогом.

Летом 1970 года газета «Труд» опубликовала экспресс-интервью с уже довольно популярным после фильмов «Мой младший брат» (1962) и «Два билета на дневной сеанс» (1966) актером Александром Збруевым.

32-летний артист рассказывал о своих ближайших планах:

«Мой новый киногерой – Мишка Короедов, лентяй и бездельник, отъявленный тунеядец и аферист. Я лично знавал таких, как Короедов! На каждом новом месте, куда они устраиваются, их больше интересуют удобства и зарплата, а не польза, которую они должны приносить государству».

Цитата: газета «Труд» 1970 №159

Фильм был принят худсоветом в том же 1970 году, а на экраны советских кинотеатров вышел 21 июня 1971 года. Дату специально приурочили к летнему отпускному сезону, потому что часть действия новой киноленты происходило в причерноморском курортном городке.

Место съемок — поселок Гурзуф в Крыму.

Комедия получила название «Опекун», т.к. рассказывает о том, как молодой бездельник, мечтающий получить «все и сразу», устраивается опекуном к некоей бабуле, которая (по предположению Мишки Короедова) уже одной ногой в могиле. А значит, есть шанс заполучить в наследство бабушкин дом с садиком и беспечно доживать свой век.

Вот только бабуля в исполнении актрисы Ирины Мурзаевой оказалась совсем непростой дамой. Недалекий главный герой, ввязавшись в авантюру, сам не заметил, как превратился из охотника в жертву…

Фильм «Опекун» стал одним из лидеров кинопроката 1971 года – почти 32 млн. зрителей, это 9-й результат среди всех советских фильмов. Выше были «Офицеры» (52,4 млн.), «Инспектор уголовного розыска» (41 млн.), «12 стульев» (39,3 млн.) и др.

Картину поставили режиссеры-дебютанты Альберт Мкртчян и Эдгар Ходжикян. Но общее руководство осуществлял их художественный руководитель (была такая практика в те годы) знаменитый Владимир Басов. Только у первого из армянских режиссеров был постановочный опыт – он снял несколько короткометражек для сатирического киножурнала «Фитиль».

Для дебютантов получилось весьма неплохо. Все благодаря сценарию писателя-юмориста Самуила Шатрова с яркими диалогами и узнаваемыми образами. Некоторые фразы, сказанные, естественно, Вициным, должны были уйти в народ.

Моя любимая, которую я вспоминаю каждый раз, когда захожу в новый ресторан:

— Миша, куда мы попали, это какая-то харчевня!

В «Опекуне» несколько сюжетных линий органично связанных между собой. Любовь бездельника Мишки Короедова к красавице Любе, в исполнении Клары Лучко. Противостояние недалеко афериста с хитрющей бабулей. Приключения беспечных пьяниц (герои Збруева и Вицина) и беспринципного, но горемычного самогонщика (настоящий бенефис актера Константина Сорокина).

В эпизодах дополнительный градус юмора задают «клиенты» вытрезвителя в исполнении Григория Шпигеля и Яна Янакиева.

Местами смешно, местами не очень, но в целом вполне добротная комедия, которая должна была остаться в память у зрителей. Даже, несмотря на то, что в чувства между персонажами Збруева и Лучко зрителю мешает поверить разница в возрасте 13 лет между ними. Клара Лучко выглядит скорее, как мама главного героя, а не объект его воздыханий…

Но почему тогда комедия «Опекун» оказалась под запретом?

Сразу после премьеры, на фильм обрушилась волна претензий. Критики возмущались, что в фильме нет ни одного по-настоящему положительно героя.

И это действительно так!

Вместо «комсомольцев-добровольцев» зрителям показали или всякого рода проходимцев, или вполне себе положительных персонажей (Люба, бабуля), но озабоченных какими-то мещанскими потребностями. Лоботряса Мишку Короедова они проучили не потому, что хотят вызвать в нем «гражданское самосознание» (как написал один из критиков), а просто воспользовались доверчивостью очередного недалекого балбеса.

А где же бескорыстная и безответная любовь к Родине и партии?

Ко всему прочему, зритель во время просмотра, вместо того, чтобы осуждать, начинал сочувствовать персонажам Збруева, Вицина и Сорокина, которые постоянно попадали «под замес». Создатели картины сами не заметили, как сделали главными героями не правильную Любу и не нравоучительную бабушку, а трио разноплановых проходимцев.

Газета «Советская культура» в своей рецензии обвиняла «Опекуна» за то, что фильм прославляет всякого рода прохвостов:

«Они живые, у них богатое воображение, им в уста вложено много остроумных реплик, и, главное, они обезоруживающе беззлобны, по-детски простодушны. Множество отдельных граждан и организаций (вытрезвитель, милиция, суд, исполком) пытаются их образумить, направить на путь истинный, наказать. Но сколько формализма, бездушия, казенщины в этих действиях! Сколько глубокого равнодушия к человеку под видом заботы о нем…».

Цитата: газета «Советская культура» 1971 №8

Кстати, героя Георгия Вицина в конце картины становится по-человечески жалко, хотя ведет он себя откровенно по-скотски. Реально сильный и неожиданно драматический момент, ради которого можно посмотреть и всю беззаботную комедию…

И все же подобные претензии не могли бы привести к запрету ленты. Роковым для «Опекуна» стало участие в картине популярной в то время певицы Ларисы Мондрус

Лариса Израилевна рассказывала, что, несмотря на всенародную любовь зрителей, власти ограничивали ей эфиры на радио и телевидении, не приглашали в главные концерты, запретили зарубежные гастроли.

Причины – национальность и отказ петь «правильные» пропагандистские песни.

В 1973 году Лариса Мондрус и ее муж композитор Эгил Шварц оказались в числе тех, кто эмигрировал из СССР по недавно разрешенной «еврейской линии» — на «историческую родину». Но прямых отношений у Москвы с Израилем не было, а потому советские репатрианты сначала летели в австрийскую Вену, а дальше должны были самостоятельно отправляться в Тель-Авив.

Правда, в большинстве своем, до «Земли обетованной» добирались немногие советские евреи, предпочитая вечно воюющему Израилю, благополучные Соединенные Штаты и Западную Европу.

Вот и Лариса Мондрус с супругом осели в Мюнхене, где кроме музыки, занялись и бизнесом. Здесь они и проживают до сих пор.

В фильме «Опекун» Лариса Мондрус исполнила песню «Белый пароход». И только из-за данного факта комедия оказалась под запретом для Центрального телевидения СССР. Причем пострадала не только эта картина.

После эмиграции Ларисы Мондрус перестали показывать по ТВ и совершенно невинную комедию Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу»(1965), где певица в кадре исполнила песню «Добрый вечер, а что это значит…». Лента появилась в телеэфире после долгого забвения только в 1989 году.

В «Опекуне» запрещенная певица тоже появляется в кадре, что и стало причиной запрета совсем неплохой комедии.

Оцените статью
Еще одна хорошая советская комедия, которую запретили под глупым предлогом
Дочь не любила мачеху и пыталась настроить отца против неё