Пересмотрел «Ключ без права передачи» с Прокловой, и один вопрос не давал мне покоя на протяжении всего фильма

«Ключ без права передачи» – это достаточно любопытный советский фильм, после просмотра которого я задался одним весьма сложным вопросом: насколько правильным был подход главной героини Марины Максимовны в вопросе обучения школьников?

Сразу обозначу, что у меня нет каких-то особых познаний в детской психологии, и учителем я тоже не работал, поэтому рассуждения будут сугубо субъективными.

Но для начала давайте вспомним события самого фильма. К тому же я уверен, что многие из вас или забыли о нём, или просто не смотрели, так как он не то чтобы сейчас «на слуху». Так вот, обычная школа в Ленинграде и такой же обычный десятый класс.

Как и любые подростки, ребята в 10-Б частенько ругаются с родителями, далеко не всегда слушаются учителей, зато очень хорошо ладят со своей классной руководительницей Мариной Максимовной в исполнении Елены Прокловой.

Дело в том, что она установила свой уникальный подход к обучению детей и стала для них не просто педагогом, а в первую очередь лучшим другом: выходные они часто проводят вместе, говорят о каких-то бытовых проблемах, тем более разница в возрасте у них не особо велика, а значит круг интересов почти одинаковый.

И вот этот самый инновационный подход Марины Максимовны противопоставляется «советскому консерватизму», так как все коллеги девушки крайне нелестно высказываются о её методах.

Действительно ли поведение Марины, а точнее её сближение с собственными учениками, можно назвать чем-то плохим? Вопрос весьма спорный и на него нельзя ответить точно «да» или «нет». Скажу так, отношения учителя с учениками должны сохраняться как минимум на нейтральном уровне.

Были у меня в школе такие преподаватели, которые вели себя некрасиво по отношению к ученикам: постоянные придирки, крики, вызовы родителей в школу и прочее.

Само собой, по их предметам у всех стояли в лучшем случае 3 и даже самые заядлые отличники с трудом вытягивали средний балл на 4. В общем, их не любили, их предмет не учили почти что из принципа, ибо всё равно придёшь на урок, а там тебе поставят 2, так что зачем стараться?

Кстати, в фильме тоже есть такой типаж учителей и воплощает его собой учительница химии Эмма Павловна (Лидия Феодосеева-Шукшина). Местами образ слегка гиперболизированный, хотя может это мне просто ещё повезло не встречаться с насколько жёсткими, можно сказать деспотичными, педагогами.

Впрочем, поведение Эммы Павловны отнюдь не означает, что Марина Максимовна была права. Возвращаясь к моему личному опыту, была у нас в школе одна весьма уважаемая учительница, которая вела нам английский с 1 по 11 класс.

Мы к ней относились весьма положительно, да и она тоже многое могла простить, по оценкам особо не придиралась и всегда поощряла попытки выучить иностранный язык, пусть даже не всегда удачные.

При этом она никогда не вела себя как наша «подруга», а выдерживала вполне естественную дистанцию, тем самым сохраняя свой авторитет, как преподавателя.

У неё был внутренний стержень, при необходимости она могла вести себя в меру жёстко и пресечь неподобающее поведение в классе, но никогда не перегибала палку. Вот такой соблюдался золотой баланс, а ещё благодаря ей, английский был у меня в школе любимым предметом.

Так вот, я это всё к тому, что именно такого внутреннего стержня не хватает Марине. В отношении ребёнка нужно сохранять свою авторитетность. Разумеется, страх не должен выступать главным мотиватором, но нужно чётко донести мысль – к тебе должны относиться с уважением, а для этого нужно уметь быть строгой учительницей, чего не хватает Марине Максимовне.

На самом деле, она сама ещё как ребёнок, причём весьма одинокий ребёнок, отчего общение с учениками для неё стало некой попыткой скрыться от собственных проблем. Она зашла слишком далеко и теперь ученики воспринимают её не как уважаемого педагога, а как свою собственную подружку, и то не особо близкую.

Конечно, в фильме эта тема не исследуется должным образом, многие углы сглажены, а методология главной героини подаётся, как нечто исключительное правильное и прогрессивное. Очевидно, я совсем не согласен с этой идеей.

Не то чтобы Марина плохой учитель, совершенно нет, скорее она не совсем понимает, как правильно выдерживать ту самую дистанцию с учениками, как не перейти грань между любимой учительницей и просто школьной подружкой.

Оцените статью
Пересмотрел «Ключ без права передачи» с Прокловой, и один вопрос не давал мне покоя на протяжении всего фильма
Разделась за большие деньги: как снимали ту самую сцену в «Бриллиантовой руке» со Светличной