«По семейным обстоятельствам» — причина популярности

Не отпускает фильм «По семейным обстоятельствам» (1977) Алексея Коренева! Как вы думаете, почему эта фабула так популярна по сию пору? В чём сильная сторона?

Почему многие мелодрамы и комедии на семейную тему не так интересны и не столь захватывающи, как эта, с виду простая вещь?

На мой взгляд, причина очень глубокая и в то же время – простая. Неприятные, драматические, даже трагические (если вспомнить монолог героини Людмилы Зайцевой) моменты показаны через призму веселья.

Этот контраст создаёт взрыв эмоций. Попробуйте представить это в реальности – каждую из ситуаций. Это будет по меньшей мере приводить в уныние.

Вот семейство Галины Аркадьевны – она не выносит зятя-примака, а он уже не знает, как ему себя вести, дабы не раздражать властную тёщу. Там бесполезно быть вежливым.

В реале там были бы нескончаемые скандалы, и не только из-за разбитой чашки. В фильме же показана относительная идиллия – это же искусство!

Острые края сглажены – перед нами просто милые перебранки повздоривших домочадцев.

А какой адской в действительности была бы Изольда Тихоновна! Представьте себе даму, которая держит немолодого сыночка на привязи и всем заправляет в доме.

Это какое-то исчадие преисподней в дамском обличии. Чудовище в шляпке. И – прикованный сын Николай, которому давным-давно пора бы обзавестись не только женой и детьми, но даже внуками.

Квартира показалась бы склепом. Это по сути трагедия, но …явлено так, что Изольда кажется эксцентричной мадам с причудами.

Николай тоже видится не забитым «старым мальчиком», но исключительно интересной личностью. Он, если и слушается во всём свою маман, но всё же по доброй воле.

Всё у них хорошо! И с Галиной, переквалифицировавшейся из тёщи в невестку, если и есть трения, то всё смотрится мило.

А уж какие там эпизодические персонажи! Вот – усатый нянь, которому без разницы, что чувствует его подопечная. Ему вообще больше нравятся мальчики, а к Леночке он полностью равнодушен.

То есть может уронить и …без разницы. А всем смешно, потому что подано изящно, со вкусом, весело – Анатолий Папанов шикарен в комедийных ролях.

Или – не выговаривающий букв логопед с фефектами фикции, имеющий аж свой кабинет на улице кой-кого. Показан якобы профессионал, который ничего не умеет.

В жизни это весело? Ничуть. Но Ролан Быков так забавно картавит, шепелявит и проглатывает целые слоги, что зрителю весело. Больше того, этот эпизод долго не могли снять, ибо Евгений Евстигнеев не мог сдерживать смех…

В общем, так и сняли – актёр смеётся в кадре, и это не по сценарию. А разве не жалка бывшая балерина, а ныне — рукодельница, желающая познакомиться с мужчиной, и для этого дающая объявление насчёт квартиры.

Это же слёзы. Это драма тотального, беспросветного одиночества, да к тому же она рано выброшена из любимой профессии… А по факту мы видим курьезную сцену, сыгранную Ниной Дорошиной.

Как не вспомнить подпольного маклера, который боится собственной тени? В СССР любая предпринимательская деятельность каралась по закону, и перед нами — жулик, зарабатывающий на помощи в обмене квартир.

Человек с манией преследования — это ха-ха? Нарушение законодательства — это весело? Но как смешно и круто всё это проворачивает Владимир Басов!

Единственный трагический момент – это, как я уже упоминала, связан с героиней Людмилы Зайцевой – её мужчина тяжело, если не смертельно болен и потому хочет срочно расписаться и съехаться.

Но это – единственная слезинка на общем фоне. Если все эти коллизии снимать «как есть», вышел бы лютый ужас. А так — очаровательное кино.

Оцените статью
«По семейным обстоятельствам» — причина популярности
Почему из фильма «Место встречи изменить нельзя» убрали одну из главных фраз, которая есть в книге Вайнеров