«Я всегда помню, где я была и с кем!» Помните фразу Лидочки из знаменитой комедии Гайдая? А ведь сыграть роль могла и другая актриса …
Пару слов о режиссере
Леонид Гайдай один из лучших советских режиссеров, подаривший зрителям комедии, вошедшие в золотой фонд нашего кинематографа.
Родился будущий режиссер на Дальнем Востоке в Амурской губернии, в семье крепостного крестьянина Иова Гайдая и его супруги с Рязанщины Марии Любимовой.
В 18 лет молодой человек ушел добровольцем на фронт. Во время ВОВ служил в Монголии, позднее на Калининском фронте, а в бою за деревню Енкино, что под Псковской областью, забросал гранатами огневую точку немцев и участвовал в захвате пленных. Награжден медалью «За боевые заслуги».
А в ходе очередного задания подорвался на противопехотной мине и получил тяжелое ранение. Полгода лечился в Ивановском госпитале, но вердикт был неутешительным — Гайдаю признали инвалидом 2-ой группы.
После Великой Победы Гайдай отправился в Иркутск, где обучался театральному искусству. Затем был переезд в Москву и шесть лет обучения на режиссерском факультете ВГИКа (1949-1955 гг.).
Творчество
С творчеством Леонида Иовича не знаком, пожалуй, только ленивый. Его комедии про знаменитую троицу Труса, Балбеса и Бывалого давно стали классикой советского кино.
Неслучайно киноальманах «Совершенно серьезно!», в который вошли короткометражные фильмы Гайдая был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском международном кинофестивале.
Есть в копилке режиссера и серьезные фильмы. Не все зрители знают, что в начале своего творческого пути Гайдай снял драм «Долгий путь» и киноповесть «Трижды воскресший», рассказывающую о знаменитом буксирном пароходе «Орленок».
- кадр из фильма «Трижды воскресший»
Про «Операцию «Ы» и как Гайдай заставил раздеться Селезневу перед камерой
А в середине шестидесятых Леонид Иович затеял снимать знаменитую комедию про Шурика.
Правда авторам сценария режиссер выдвинул условие: знаменитой троицы актеров в этой комедии не будет. Сценаристы Костюковский и Слободской согласились.
С исполнителями ролей в новеллах «Напарник» и «Операция «Ы» у Гайдая вопросов не возникало.
А вот для съемок в «Наваждении» режиссеру была нужна актриса, которая бы не постеснялась и легко разделась перед камерой.
Поясню. Это сейчас многие российские и тем более зарубежные актрисы снимаются в фильмах в чем мама родная родила и считают это нормой, а в шестидесятые годы нравы у советских людей были другими.
Как рассказывают люди старшего поколения, прежде чем сделать предложение руки и сердца, молодой человек мог месяцами ходить на свидания, и держать девушку только за руку. Это было нормой поведения в обществе. Повторюсь, речь о 60-х годах прошлого столетия!
Поэтому найти актрису, которая бы легко разделась перед камерой было довольно сложно.
Претенденток на роль Лидочки было предостаточно. По самым скромным подсчетам на пробах побывало около трехсот советских актрис.
А когда дошла очередь до Натальи Селезневой, Гайдай понял, что упускать такую красавицу нельзя и придумал хитрый план.
Когда Селезнева пришла на пробы Гайдай ей честно сказал, что в кадре нужно будет раздеться до купальника. Потом сделал небольшую пазу и добавил: «Да у вас наверно плохая фигура, вы стесняетесь и не сможете!». Наталья пришла в состояние ярости, ее самолюбие было задето.
Она тут же сняла сарафан и сказала: «Ну, какая у меня фигура?». Гайдаю ничего не оставалось делать, как сказать одно единственное слово: «Утверждены!». Кстати, этой историей поделилась однажды сама Наталья в одном из интервью.