На роль Деточкина был утверждён Юрий Никулин, а следователя Подберёзовикова должен был играть Юрий Яковлев. Почему Рязанов всё изменил?

Многие не знают, что знаменитый фильм Эльдара Рязанов «Берегись автомобиля», премьера которого состоялась в 1966 году, должен был появиться на четыре года раньше и совсем с другими исполнителями.

Сценарий Эмиля Брагинского впервые попал в руки режиссёра в 1962 году. Забавная киноистория о благородном угонщике машин имела всё, что было необходимо для успеха «оттепельного» фильма начала 60-х: острую сатиру на тех, кого можно было высмеивать и увлекательный сюжет с элементами комедии.

Эльдар Рязанов с большим энтузиазмом взялся за этот сценарий. После не всеми принятого фильма «Человек неоткуда» требовалось достойное продолжение карьеры ещё молодого, но уже подающего надежды режиссёра. И Рязанов почувствовал, что этот сценарий может стать настоящим кинохитом!

Через много лет в своей книге Эльдар Александрович написал, что на роль Деточкина он с самого начала хотел пригласить Смоктуновского. Но понимал, что тот вряд ли согласиться сниматься у молодого режиссёра. Хотя сам персонаж мог бы его заинтересовать.

Но когда сценарий уже передали в производство, Смоктуновский был надолго занят в «Гамлете», которого он с трудом совмещал с работой театре. И тогда Пырьев предложил Юрия Никулина. А на роль следователя Подберёзовика с самого начала пригласили Юрия Яковлева. Худсовет почти сразу утвердил обоих актёров.

С остальными исполнителями тоже всё было понятно. И Рязанов начал бы снимать фильм, если бы не вмешался «несчастный случай».

Сценарий попался на глаза Алексею Владимировичу Романову, который занимал должность первого заместителя заведующего Идеологическим отделом ЦК КПСС.

Вообще в Кремль попадал далеко не каждый сценарий. Здесь явно постарался кто-то из недругов Пырьева.

Романов жёстко раскритиковал будущих фильм как вредный и даже опасный для советских зрителей. На совещании, куда были вызваны руководители киностудии и режиссёр, он задал вопрос: а к чему призывает ваш фильм? И сам же на него ответил: к самосуду и нарушению закона!

Получается, что главный герой не верит в силу советских правоохранительных органов. Завтра, насмотревшись таких историй, эдак все начнут угонять машины!

Сценарий он не запретил, но, как любили в те годы говорить: «законсервировал». Это означало, что его надо было либо переделывать, либо отложить до тех времён, пока начальником станет кто-нибудь другой, не такой строгий.

В итоге лишь через три года Рязанов вновь вернулся к этому сценарию, который всё это время лежал у него в столе. Но он всегда о нём помнил и время от времени вносил в него свои задумки. За те три года Рязанов снял «Гусарскую балладу» и «Дайте жалобную книгу», поэтому в 1965 году уже обладал определённым авторитетом.

Ему удалось «расконсервировать» сценарий. И опять на роль Деточкина он захотел пригласить Иннокентия Смоктуновского. Но актёр снова был перегружен работой. Не получилось у Рязанова и с Юрием Никулиным, который собирался на длительные цирковые гастроли.

К тому же и роль ему не понравилась. Он вернул Рязанову сценарий со словами: «У меня ощущение, что я это уже сыграл».

Начался непростой отбор из других возможных исполнителей. Провели пробы многих замечательных актёров: Василия Ланового, Леонида Быкова, Михаила Державина, Александра Белявского, Леонида Куравлёва, Олега Ефремова, Готлиба Ронинсона и других. Каждый из них смог бы создать своего уникального Деточкина. Но Рязанову у каждого что-то не хватало.

*

Был период, когда режиссёр склонялся к Готлибу Ронинсону, так как у него, единственного в кинопробах, получилась нужная иррациональность, граничащая с детской наивностью.

Но Рязанов никак не мог забыть о Смоктуновском. У него перед глазами стоял князь Мышкин, которого тот сыграл в постановке Товстоногова. И режиссёр понимал, что Деточкин должен быть именно таким.

В то время Эльдар Александрович уже был накоротке знаком с Иннокентием Михайловичем, поэтому взял сценарий, фотопробы утверждённых актёров (Миронов, Папанов, Евстигнеев, Аросева и др.) и без приглашения поехал к Смоктуновскому домой.

Позже Рязанов вспоминал, что больше двух часов уговаривал актёра принять его предложение. Смоктуновский в то время приболел, у него была температура, и, возможно, поэтому под напором режиссёра он сдался.

Когда через неделю провели кинопробы Смоктуновского с Подберёзовиком — Яковлевым (эпизод в пивной), всем стало ясно, что рядом с Деточкиным-Смоктуновским должен быть другой следователь. Попробовали ту же сцену с Ефремовым, и эпизод сразу же получился! Так Юрий Яковлев в один день лишился роли, к которой начал готовиться ещё несколько лет назад.

Не забыл Рязанов и про Ронинсона. Ведь начальником Деточкина должен быть человек тоже не совсем нормальный. Потому что нормальный руководитель ни за что бы не поверил в наивные сказки Деточкина о больных родственниках. И давно бы уже уволил нерадивого работника.

Но этот начальник каждый раз с сочувствием относился к странным просьбам своего подчиненного. Потому что и сам был немного не от мира сего. И Ронинсон блистательно исполнил эту роль!

Ну а Смоктуновский в очередной раз превзошёл самого себя!

Остальные актёры тоже были все на своих местах и помогли Рязанову из этого во многом нелепого сюжета сделать настоящий шедевр!

Оцените статью
На роль Деточкина был утверждён Юрий Никулин, а следователя Подберёзовикова должен был играть Юрий Яковлев. Почему Рязанов всё изменил?
Скандальная советская кинокомедия «Пена» и забавная история на съёмках этого фильма