– Медицина здесь бессильна, – развела руками участковый врач. – Ваша мама сама не хочет восстанавливаться и возвращаться к жизни. Болезнь и операцию перенесла она тяжело, все-таки возраст сказывается.
Может быть, от постоянной боли потеряла интерес к жизни, я читала, что так иногда случается. Однако мы, врачи, сделали все возможное. Ваша мама сейчас здорова физически, а вот душевно… Сейчас только вы ей можете помочь. Радуйте, заботьтесь, сделайте так, чтобы она снова захотела жить.
Лена поникла от такой печальной новости. Если уж опытный участковый терапевт, которая лечила много лет всю ее семью, разводит руками, то что она сможет поделать?
Ее мама Алевтина Николаевна, выздоровев после серьезной травмы, перестала вставать и совсем потеряла интерес к жизни. Пожилая женщина равнодушно ела с ложки то, что готовила дочь, принимала лекарства, а потом снова молча лежала весь день на кровати.
Никакие попытки дочери оживить ее не имели успеха, даже на крошечную внучку, полугодовалую Сонечку, что тянула к ней пухлые ручки, Алевтина смотрела с безразличием.
Поэтому, стоя в коридоре после ухода врача, молодая женщина едва сдерживалась, чтобы не расплакаться от отчаяния, это было ее последней надеждой вернуть маму к жизни. Однако возможности поплакать у Лены не было, ей пришлось проглотить горькие слезы перед тем, как вернуться в комнату.
«Будем следовать совету врача – только радость и положительные впечатления».
Молодая женщина уселась на краешек кровати и принялась весело щебетать, делая вид, будто не замечает равнодушный, пустой взгляд матери:
– Ну все, мамочка, доктор ушла. Она сказала, что у тебя все хорошо, беспокоиться не о чем. А я тебе супчик тебе принесла на обед, с утра сварила легкий, диетический. Давай я тебя покормлю?
Лена разогрела обед и принялась кормить маму словно ребенка с ложки, поглядывая одним глазом за коляской, где уже махала ручками и требовала внимания Сонечка.
Соня подрастала, и Лене все труднее удавалось жить на два дома. Каждое утро, проводив мужа Виталия на работу, она мчалась с малышкой на руках через длинный квартал в родительский дом.
Возилась, можно сказать, с двумя детьми – ухаживала за пожилой мамой почти так же, как и за маленькой дочкой. Каждый день магазины, прогулки, лекарства, готовка, уборка. Лене казалось, что она бежит по кругу изо дня в день, и нет конца этой безумной гонке.
Вот и сегодня, навестив маму, молодая женщина со всех ног поспешила домой. Уже через пару часов придет Виталий, а у нее еще не сделано столько домашней работы.
Перестирать мужу рубашки, ведь он работает на солидной должности и должен всегда выглядеть хорошо. Помыть и пропылесосить весь пол в доме, чтобы Сонечка могла ползать и осваивать мир. Потом еще ужин, вечернее купание и укачивание дочери.
Поэтому, как обычно, когда Виталий вернулся домой, его жена даже не заметила, что на часах уже за полночь. Сквозь тяжелую усталость она пробормотала из-под одеяла:
– Все на плите, поешь без меня.
– Ничего, я в ресторане поужинал с заказчиками, – и муж ушел в душ.
Лена только успела с облегчением вздохнуть, какой он у нее хороший, понимающий. Ни разу даже слова не сказал против того, что она столько времени уделяет маме и ее здоровью.
Другой бы на месте Виталия давно возмутился, что жена совсем позабыла о супружеском долге. Да что там, Лена не помнила, когда они просто разговаривали или проводили время вместе! А он молодец, все терпит!
Хотя работает допоздна и даже по выходным, но к ней с придирками или требования не пристает. Золотой муж!
Утром Лена снова Виталия почти не видела. Едва успела приготовить завтрак, как захныкала в своей кроватке Соня, и она заторопилась к ней. Уже из комнаты дочери лишь услышала, как обычно, стук входной двери.
Дальше день полетел по накатанной колее – контейнер с едой для мамы, прогулка с коляской по аптекам и магазинам. Везде надо успеть, впереди еще миллион дел и забот! Как вдруг ее ежедневную прогулку по одному и тому же маршруту нарушил отчаянный плач.
Лена инстинктивно кинулась к коляске, но Соня увлеченно возилась с игрушкой и совсем не собиралась плакать. Молодая женщина закрутила головой, жалобный писк шел откуда-то снизу.
Наконец она нашла источник отчаянного крика – котенка, до того маленького, что она даже сначала не заметила белый меховой комочек. Пушистый, похожий на живую снежинку кроха дрожал на земле под распахнутым настежь окном на первом этаже.
Между двух штор была видна фигура женщины, гремел телевизор и раздавались звуки бурного спора. Лена неуверенно позвала хозяйку:
– Извините, это ваш котенок? Кажется, он выпал у вас с окна! – но на ее призыв никто в квартире не откликнулся.
Пушистый малыш доковылял до Лены и принялся тереться о ее ногу, все также отчаянно мяукая от холода и страха. И молодая женщина не смогла пройти мимо, бросить подкидыша в беде. Она подхватила котенка на руки и направила тяжелую коляску к подъезду.
На ее стук дверь открыла ярко накрашенная женщина с большим животом, который выпирал из-под красного халатика:
– Чего надо?
Такой резкий тон Лену покоробил, но она мысленно себя одернула. Женщина беременна, и срок уже большой, стоит быть к ней добрее. Может, нервы шалят или плохо себя чувствует, вот и раздражается на все вокруг. Ведь Лена сама недавно проходила через все трудности беременности.
– Извините, это ваш малыш? – молодая женщина протянула вперед ладошку, где уже пригрелся и затих пушистый комочек. – Кажется, он выпал из окна. Он так плакал на улице, наверное, испугался.
– Не выпал, а пошел погулять! Вот пускай и гуляет! – рявкнула накрашенная дама вместо благодарности.
Из глубины тесного коридорчика вынырнул зареванный мальчишка лет семи и закричал в отчаянии:
– Мама, не выкидывай Снежка снова! Пожалуйста! Давай его оставим, он будет моим другом! Я прошу тебя! Я буду за ним ухаживать, я ему корм насыпал и пеленочку положил! Прошу тебя!
Но на его слезы беременная женщина завизжала так, что резануло в ушах:
– Я тебе сказала нет! Еще один дармоед мне не нужен! Такой же, как ты! Не смей выть, пошел отсюда!
Лена не выдержала:
– Вы что же, просто выкинули котенка? Ведь так нельзя, это жестоко! Его можно отдать в приют или по объявлению в хорошие руки.
Однако в ответ женщина грубо рявкнула:
– Вот и отдавай сама, нашлась тут умная! – и с грохотом захлопнула ободранную дверь.
Найденыш даже не испугался криков и стука, он свернулся клубочком прямо в ладошке и сладко задремал. Совсем растерянная Лена покачала головой.
«Что же мне с тобой делать? И домой забрать тебя не смогу, у Виталика аллергия на шерсть. Да у меня своих проблем выше крыши».
Но оставить малютку на улице не поднялась рука.
По дороге к дому матери Лена вся извелась от переживаний, вот еще одна беда свалилась на нее. Выкинуть котенка на улицу, как это сделала предыдущая злая хозяйка, она точно не сможет, домой взять его нельзя, а у мамы за малышом совершенно некому ухаживать.
От грустных мыслей подкатили слезы, и Лена остановила сама себя маминой любимой присказкой: «Хватит грустить, завтра будет лучше, что-нибудь придумаем».
Полдня она провела за домашними хлопотами и в заботах о маме. А котенок, выспавшись после чудесного спасения, принялся снова отчаянно мяукать, требуя еды. Лена накинула пальтишко, усадила Сонечку в коляску.
– Мама, я сбегаю в магазин за кормом для малыша. У нас даже молока нет! Я быстро, туда и обратно!
Молодая женщина не догадывалась, как уже сегодня изменит пушистый найденыш ее жизнь навсегда.
В магазине никаких неприятностей не произошло, она взяла пару пакетиков корма, молоко и после кассы направилась к выходу. Как вдруг кто-то бросился ей наперерез с отчаянным криком:
– Прошу вас, не выгоняйте его! Он умрет! Скоро же станет холодно! Я буду давать вам деньги, чтобы вы ему покупали еду! – незнакомый мальчик кричал во весь голос, вцепившись Лене в рукав пальто.
Она сначала оторопела, не понимая, что он хочет. А мальчишка задыхался от волнения и подступающих слез:
– Сто рублей в месяц, пока нет больше. Я выношу мусор старенькой соседке, и она мне за это дает чуть-чуть денег, я буду отдавать их вам все-все. Обещаю, заработаю еще! Принесу из школы еду, нам дают котлеты. Я не буду их есть, одной хватит Снежку на несколько дней! Я буду кормить и убирать, только не выкидывайте его на улицу.
Лена вдруг узнала ребенка по голосу, это был тот самый мальчик, хозяин выкинутого в окно котенка. Она постаралась успокоить мальчишку:
– Послушай, я не собиралась оставлять твоего котенка себе. За ним некому ухаживать. Я не успею… А моя мама, ну, в общем, она не сможет тоже. Но ты не переживай, я обещаю, что не выкину его на улицу. Он поживет у меня, пока не пристрою этого малыша в хорошие руки. Уверена, что для него найдется заботливый хозяин.
– Снежок, – всхлипнул мальчик. – Я назвал его Снежок.
– Красивое имя, – Лена чувствовала себя неловко и виновато, что не может ничем помочь заплаканному мальчишке.
Тот тяжело вздохнул:
– Спасибо, что вы его взяли хотя бы на время. Мама так ругалась, когда нашла его в шкафу. Хотя он жил там несколько дней, но он мяукал, и она узнала мой секрет… Можно я отдам вам его игрушки и подстилочку? Я хотел, чтобы ему было не скучно, пока я в школе.
Лена замешкалась, времени у нее было все меньше и меньше, а дела только прибавлялись. Однако у мальчика был такой несчастный вид, что она нехотя согласилась:
– Ладно, я купила ему корм, а вот про игрушки не подумала. Думаю, что ему станет гораздо веселее с твоими подарками. Давай только поторопимся, у меня очень много дел.
Мальчик кивнул и повел ее по тихим дворикам. Она и подумать не могла, чем закончится поход за подарками для котенка.