«Ирония судьбы или с лёгким паром» – золотая классика советского кинематографа. Просмотр этой легендарной картины Эльдара Рязанова стал настоящей новогодней традицией для всех семей России.
Всем знакомая история любви с уже ставшими родными героями в лице Жени Лукашина (Андрей Мягков), Нади Шевелёвой (Барбара Брыльска), а также Ипполита Георгиевича (Юрий Яковлев). Но знали ли вы, что изначально все эти роли должны были сыграть совершенно другие актёры?
Начнём, пожалуй, с человека, имя которого и красуется в заголовке – Олег Басилашвили. Роль была фактически написана специально под него, даже успели сшить костюмы и снять несколько сцен с участием артиста. Но в какой-то момент Басилашвили просто отказался продолжать сниматься в фильме. Что послужило причиной?
Личные обстоятельства – не стало отца Олега Валериановича. Более того, его хороший друг и театральный коллега также преждевременно скончался. Как вы понимаете, Басилашвили был совсем не в том расположении духа, чтобы играть забавного ревнивца Ипполита, поэтому в фильме мы его и не увидели. Или всё-таки увидели?
В одной из предыдущих статей, посвящённой киноляпам «Иронии судьбы», я уже отмечал этот момент: когда Лукашин выбрасывает в окно фотографию Ипполита, то на ней мы видим Яковлева. Но как только Шевелёва поднимает снимок, то на нем уже изображен Олег Басилашвили. Сцену банально не успели переснять, поэтому и решили оставить, ибо особого значения она всё равно не имеет.
И раз уж я затронул тему со сменой актёров, стоит также поговорить о том, что изначально Женю и Надю тоже должны были сыграть совершенно другие актёры: Андрей Миронов и Людмила Гурченко, соответственно. Причём Миронов сам заявился на пробы к Рязанову с желанием сыграть главную роль в его новом фильме, а с учётом того, какой он был мегазвездой в то время, подобное происходило весьма редко.
Так почему же режиссёр отказался брать в свой фильм одного из самых известных артистов своего времени? Дело в том, что Андрей, по мнению Рязанова, совсем не походил внешне на стеснительного и скромного Женю Лукашина.
Тем более, за Мироновым уже давно закрепился статус главного «ловеласа» советского кинематографа, потому что в фильмах он преимущественно отыгрывал обаятельных и уверенных в себя мужчин, легко покоряющих женские сердца.
Так вот, Рязанов не стал полностью отказываться от Миронова, а предложил ему попробоваться на роль Ипполита, в которой он смотрелся бы гораздо более органично. Сам Андрей Александрович это никак не прокомментировал и несколько дней вообще не выходил на связь с Рязановым.
Потом внезапно объявился на студии и намеренно смущённым тоном попросил дать ему возможность сыграть главную роль. Мол, я вполне могу отыграть закомплексованного и неуверенного в себе мужчину. Как ни странно, Эльдар Александрович одобрил кандидатуру Миронова, что подтверждают фотопробы со съёмок картины.
Казалось, что теперь Женя Лукашин утверждён окончательно, но как бы не так. Когда начался непосредственно съёмочный процесс, Рязанов окончательно убедился – это не Лукашин. Произошло это в той самой сцене, когда Женя рассказывал историю о своей неудавшейся школьной любви, что ему сильно нравилась одна девочка, которая совсем не обращала на него внимания.
Безусловно, Миронов шикарно отыграл застенчивого мужчину, вот только смотря на этого красавца, пусть даже скрытого за круглой оправой очков, ну никак нельзя было поверить, что ему в школе отказала девочка. Тем более, со слов режиссёра, у них с Гурченко получился некий весёлый комедийный дуэт, и хоть смотрелись они вместе весьма забавно, всё же Рязанов хотел совсем не этого.
Вот так Миронову второй раз не дали сыграть Женю Лукашина, а на повторное предложение исполнить роль Ипполита обиженный актёр, очевидно, отказался.
Причём даже после того, как Андрея Мягкова утвердили на роль, общие знакомые Рязанова и Миронова несколько раз пытались убедить Эльдара Александровича пересмотреть своё решение, но он оставался непреклонен. И явно оказался прав, потому что Мягков идеально вписался в образ Евгения Лукашина, да ещё и смог стать прославленным на всю страну артистом.