Достаточно сомнительный советский фильм, который целых 10 лет был запрещён

Ни для кого не секрет, что кинематограф в СССР был полностью под контролем государства, что вполне закономерно, ведь это самое государство абсолютно полностью финансировало все выходящие фильмы.

Чтобы выйти на большие экраны недостаточно было просто отснять что угодно на полтора часа и купить прокатную лицензию, как это можно сделать сейчас: картина должна была пройти ряд тщательных проверок и уже только после этого полотно пропускали, либо не пропускали, в кинотеатры.

Многие фильмы тех времён так и остались пылиться на студийных полках. Впрочем, есть и случаи, когда фильмы всё-таки выходили в прокат, но только спустя десятки лет. Пожалуй, ярчайшим примером является некогда запрещённый фильм Эльдара Рязанова «Человек из ниоткуда», снятый ещё в шестидесятых, но увидевший свет только спустя 25 лет.

Честно сказать, не особо понимаю причины такого запрета, ибо сама картина максимально безобидная. Разве что, слегка подшучивает над некоторыми особенностями в менталитете советского общества, и то советских людей показали скорее, как дружелюбных и гостеприимных.

Однако мы сегодня будем обсуждать на картину Рязанова, а совершенно другой фильм под названием «Ошибки юности» от режиссёра Бориса Фрумина, оказавшийся в аналогичной ситуации, но уже по гораздо более понятным причинам.

Итак, картина повествует нам о жизни молодого человека по имени Дмитрий Гурьянов, сыгранного весьма перспективным в своё время артистом Станиславом Жданько. После службы в армии он отправляется на поиски своего места в жизни, а точнее, было бы неплохо начать с поиска работы.

Он устраивается работать строителем на Крайнем Севере, где, собственно говоря, знакомиться с милой продавщицей по имени Полина, сыгранной Мариной Неёловой. И всё бы ничего, вот только между Митей и Полиной есть несколько весомых нюансов.

Начнём с того, что Полина не является свободной девушкой. Она, так сказать, «девушка солдата», вот только, не смогла Поля сохранить верность любимому. Но если бы только это было главной проблемой фильма… Главным моментом, который стоит обозначить, является добровольный отказ Полины стать матерью.

Наделал Митя глупостей, а ответственность, как оказалось, на себя взять не готов. Но если вы думаете, что на этом его «ошибки молодости» заканчиваются, то не спешите с выводами. После всей этой весьма неприятной ситуации Дмитрий не стал сидеть на месте и решил отправиться в Ленинград, подальше от Полины и всей этой истории.

Уже в Северной столице он знакомится с ещё одной девушкой по имени Зина – молодая официантка, по доброте душевной согласившаяся приютить Митю у себя. Опять-таки, можно было показать, как Дмитрий в новых отношениях меняется, становится любящим заботливым парнем, а в дальнейшем и мужем.

Вот только, он совсем ничего не испытывает к Зине, а женится на ней исключительно из-за возможности быть прописанным у неё в жилплощади, самый обычный брак по расчёту.

Думаю, не стоит лишний раз объяснять, по каким причинам такой фильм просто не мог выйти в кино, пока на дворе был 1978 год. Впрочем, стоит отдать должное Фрумину, ведь он, прекрасно понимая, что фильм, скорее всего, не пропустит цензура – завершил проект. Правда стоили ли эти усилия и десятилетнее ожидание итогового результата? Не сказал бы.

«Ошибки юности» получились весьма прямолинейным и, как по мне, не особо выдающимся произведением.

Да, для своего времени картина могла показаться «провокационной» или «эпатажной», но сравнивая с тем, что выходило в прокат во времена Перестройки, а после уже в постсоветской России – этот фильм не выделяется абсолютно ничём, кроме самого факта затрагивания действительно сложных и глубоких проблем, жаль только, не раскрывает их в полной мере.

Да и главный герой толком не несёт никакой ответственности за содеянное. Ощущение, будто угрызений совести он особо не испытывает, не говоря уже о каких-то реальных последствиях этих самых «ошибок молодости».

В итоге Митя, как ни странно, остаётся в абсолютно выигрышной ситуации: женат на симпатичной и любящей его девушке, так ещё и живёт в её же квартире – чем не счастливый финал для, казалось бы, не совсем положительного главного героя?

Пожалуй, единственное, что стоит отметить, так это игру Николая Карачнцова, сыгравшего роль одного из ухажёров Полины. Как всегда, великий актёр смотрится безупречно, а сцена, в которой он зачитывает стихи Есенина, определённо является лучшей во всём фильме. Ещё Жданько тоже смотрелся в кадре весьма неплохо, хотя его роль в «Несовершеннолетних» мне понравилась гораздо больше.

Резюмируя, получилась та же ситуация, что и с «Человек из ниоткуда»: тернистая история создания фильма и его выхода в большой прокат спустя десятилетие оказалась гораздо интереснее.

Оцените статью
Достаточно сомнительный советский фильм, который целых 10 лет был запрещён
Сатирические мультфильмы для взрослых времен СССР. Часть 2