«Собака на сене»: интересные факты о любимой музыкальной комедии

Фильм «Собака на сене» вышел на экраны 1 января 1978 года и стал настоящим новогодним подарком для советских зрителей. Эта двухсерийная музыкальная комедия была снята по мотивам пьесы испанского драматурга Лопе де Вега. С момента премьеры фильма прошло более сорока пяти лет, но зрители и сегодня смотрят и пересматривают его с удовольствием.

Сценарий фильма режиссер Ян Фрид написал сам. На экране зрителя ожидали кипучие страсти, но мало кто догадывался, что страсти не меньшего накала кипели и за кадром. Актеры постоянно ссорились с режиссером, друг с другом, и порой казалось, что фильм ждет провал.

Роль Теодоро в фильме могли бы сыграть Олег Даль, Олег Янковский или прибалтийский актер Гирт Яковлев. Однако ни тот, ни другой, ни третий в этой роли Яна Фрида не впечатлили. Режиссер решил рискнуть и предложить роль малоизвестному на тот момент Михаилу Боярскому, который, кстати, до этого уже был утвержден на роль Рикардо.

Оказавшись на одной площадке с такими звездами как Джигарханян и Терехова, Боярский поначалу растерялся. И это негативно сказалось на работе актера. Спустя несколько дней с начала съемок его хотели снять с роли за «профнепригодность».

За молодого актера вступилась партнерша по съемочной площадке Маргарита Терехова. Она вообще «руководила» на съемочной площадке, отодвигая на задний план даже самого режиссера, и ставя ему ультиматумы.

Так, она категорически не желала сниматься, если ее что-то не устраивало, к примеру, куст в кадре. И вообще, Терехова считала, что с таким «легковесным» подходом как у Фрида, фильм ждет неминуемый провал.

Если режиссер видел фильм легким водевилем, то Терехова считала, что картина должна быть более глубокой и драматичной. Да и вообще, она привыкла все в кадре делать «по-настоящему». Так, по-настоящему она разбила Боярскому нос в сцене, где Диана де Бельфлор хлещет Теодоро по лицу.

Кстати, на роль Дианы пробовались и Ирина Мирошниченко, и Людмила Чурсина, но в итоге утверждена была Маргарита Терехова.

Ян Фрид конфликтовал на съемках не только с Тереховой, но и с оператором Евгением Шапиро. Чтобы не ругаться при актерах, режиссер и оператор передавали друг другу послания на известные буквы через помощника, при этом называя друг друга «многоуважаемыми».

Роль графа Лудовика в фильме сыграл Эрнст Романов.

Выбор режиссера тогда многим показался достаточно странным, ведь старика предстояло играть сорокалетнему актеру в расцвете сил. Кстати, роль Камило, слуги графа Лудовико, должен был исполнять Евгений Моргунов, а самого графа — Георгий Вицин. Но не сложилось.

Роль Тристана воплотил на экране Армен Джигарханян. На эту роль изначально претендовал Леонид Каневский. Однако он уже был занят невероятно популярном в то время сериале «Следствие ведут знатоки», к тому же, по советским канонам одновременно играть плута и стража порядка актер не мог. В итоге роль досталась Джигарханяну.

Интересно, что, несмотря на свою всю любовь к музыке прекрасные вокальные данные, актер не стал исполнять все песни своего персонажа в фильме, кроме куплетов о женщинах.

На момент съемок Джигарханян был буквально нарасхват у режиссеров и одновременно снимался в нескольких фильмах. Это привело к тому, что он не смог озвучить своего персонажа – за него это сделал актер Игорь Ефимов. Да и в тех сценах, что были сняты «со спины», вместо Джигарханяна играет дублер.

Критики назвали фильм Фрида настоящим подвигом костюмеров и художников. По сюжету картины действие разворачивается в Неаполе, который в начале 17 века находился под властью Испанской короны. Создать максимально достоверные наряды той эпохи, имея в наличие лишь ткани и фурнитуру советского производства, в то время было практически нереально.

Художник по костюмам Татьяна Острогорская делала, казалось бы, просто невозможные вещи. Через какие-то связи, через блат она смогла раздобыть для костюмов парчу и бархат. В роли пуговиц с бриллиантами на камзолах выступали запонки из галантереи, а в роли драгоценных перстней наспех сделанные из подручных средств (порой даже пуговиц) жестяные колечки.

Черный колет Боярского перекочевал в фильма из картины «Гамлет», в нем в свое время играл Смоктуновский.

А камзол Рикардо уже через год появился в другом фильме — его носит Атос в исполнении Вениамина Смехова.

Однако, несмотря на все усилия художников, единства костюмного ансамбля в фильме добиться не удалось – в фильме смешиваются стили и эпохи. А смешение это происходит по одной простой причине – картинка в кадре должна была радовать глаз, привлекать внимание.

Женская мода в Испании конца XVI- начала XVII веков всячески скрывала ту самую женственность. закрытые платья с воротниками раф и жесткие каркасные юбки выглядели, мягко говоря, не очень привлекательно. То ли дело декольте и кринолины!

Именно поэтому Диану в фильме нарядили вразрез с канонами испанской моды того времени, однако мягкий силуэт платья и декольте, приоткрывающее плечи, были вполне допустимы в других европейских странах того времени.

Большая часть фильма была снята в Крыму. Режиссеру с трудом удалось договориться с руководством Ливадийского дворца о проведении съемок. При этом на территории дворца не прекращались экскурсии, и туристы становились невольными свидетелями съемочного процесса, а местные жители нередко участвовали в массовке.

Так, в фильме мы можем видеть артистов самодеятельной оперы, которые помогали маркизу Рикардо в исполнении Николая Караченцова спеть для Дианы серенаду.

Маленький полноватый певец, вытягивающий за героя высокие ноты, тоже был актером самодеятельности. Костюм для съемок ему подобрали быстро, а вот обувь отыскать так и не удалось. Поэтому на певце были…дамские туфли на высоких шпильках.

К сожалению, даже в роскошном Ливадийском дворце не получилось найти абсолютно все, что было необходимо для съемок фильма. К примеру, для сцены с серенадой никак не удавалось найти подходящий балкон. Поэтому маркиз Рикардо исполняет свою серенаду, по сути, в небо, в никуда. Балкон же позже снимали в ялтинском санатории «Днепр».

Музыку к фильму написал знаменитый композитор Геннадий Гладков. За Маргариту Терехову и Елену Проклову в картине песни пела талантливая актриса Елена Дриацкая. А вот Николай Караченцов пел сам, причем, именно в «Собаке на сене» зрители впервые услышали пение актера.

Оцените статью
«Собака на сене»: интересные факты о любимой музыкальной комедии
Муж Натальи Вавиловой заранее обустроил ее будущую могилу: как актриса живет после ухода Самвела