На днях сделал удивительное открытие. Представляете себе, оказывается действие фильма «Женитьба Бальзаминова» происходит в Москве! Я был уверен, что в Суздале, потому что ведь там и снимали. Только услышав про «лавки в Китай-городе», сообразил, что Миша все-таки живет во второй столице.
Чтобы вы понимали: первая пьеса Островского «Праздничный сон — до обеда» написана в 1857 году. Знаете, как тогда выглядела Москва? Вот подлинное фото 1855 — 1858 годов. Совсем не похоже на провинциальные виды «бальзаминовского» Суздаля.
Ну ладно, к делу. Итак, Миша Бальзаминов проживал по адресу: Владимирская область, город Суздаль, Старая улица, 13.
Сейчас это частный жилой дом. Здесь обитает мужчина, но попасть во двор можно через ворота соседнего сувенирного магазина, заплатив символические 50 рублей.
Если честно, очень дешево. Думаю, что цену можно смело поднимать как минимум раза в три.
Сейчас на месте, где висел костюм Миши Бальзаминова, расположен гараж владельца дома.
Вот так выглядит небольшой «двор Бальзаминова», если встать спиной к воротам. Подобного плана в фильме, по-моему, нет. Надпись на дверях: «посторонним вход воспрещен». Напоминаю, что интерьеры небогатого жилища Бальзаминовых построили в студии.
Ну куда же во дворе без Миши — Георгия Вицина?
Выходим на улицу. Прямо в кадре — дом 94 по улице Ленина с массивной аркой, закрытой воротами. Справа дом 73.
Хиленький заборчик ныне заменили на более солидный, а вот 94-й дом на реставрации. Зато арка открыта, и я туда даже ходил (но об этом читайте на моем втором канале «Самый главный путешественник»).
Еще один план около «имения» Бальзаминовых. Сзади желтая колокольня Ризоположенского монастыря, а справа дом 6 по Старой улице.
Зелень за 60 лет разрослась довольно бурно, кроме того на Старой улице появился асфальт и освещение.
Торговые ряды (1811), точнее северное их крыло. Вдали опять-таки можно разглядеть архитектурную доминанту Суздаля, колокольню Ризоположенского монастыря.
Небольшой позолоченный куполок относится к Кресто-Никольской церкви (1770) по адресу улица Ленина, 63.
А вот вам и загадка. Почему в фильме «Женитьба Бальзаминова» торговые ряды коротенькие,
но ныне удлинились настолько, что скрыли купол и колокольню храма Усекновния головы Иоанна Предтечи?
Ответ простой. В 1924 году южное крыло исторических торговых рядов было варварски разломано, и восстановлено уже после завершения съемок фильма Константина Воинова.
А мы с вами движемся дальше. Торговец разложил предметы религиозной утвари на фоне Казанской церкви (1739).
Точный адрес: улица Ленина, 63в. Церковь Казанской иконы Божией матери, что на улице Ленина — хорошо звучит.
Многочисленные сны Миши Бальзаминова «склеены» в разных местах Суздаля.
Ворота колокольни Ризоположенского монастыря (на вечной реставрации). Когда я жил в Суздале в гостинице «Охлонин», администрация сообщила мне, что оказывается, наверху имеется смотровая площадка, куда можно подняться за умеренную плату. Говорят, виды на Суздаль ослепительные! Но я не пошел. Туман…
И вообще не верю, что откуда-то может быть лучше панорама, что с бывшей водонапорной башни Зарайска.
Возвращаемся в Суздаль к «Женитьбе Бальзаминова». «Царь» Миша гарцует на лошади.
А происходит сие действие у южных ворот того самого Ризоположенского монастыря.
Но следующий кадр снимали уже в Суздальском кремле.
На пленку попали Богородице-Рождественский собор, колокольная и восстановленная стена.
Снова Суздальский кремль.
Северо-восточная стена архиерейских палат.
Еще несколько планов Суздаля. Бальзаминов с маменькой Павлой Петровной идут свататься к Капочке Ничкиной.
В кадре Торговая площадь и Воскресенский храм. Мне повезло: успел сделать снимки до того, как на центральной площади Суздаля начали монтировать елку.
К сожалению, сватовство не увенчалось успехом: Бальзаминова грубо прогнал невежливый купец Неуеденов, да еще и нахамил. Испугался, что из рук утекут деньги, заработанные мужем сестры (а уж совсем никак не Неуеденовым!)
Оскорбленные Миша с мамой понуро бредут домой мимо Антипьевской церкви.
Далее действие перенесено «на ту сторону» (восточную) центральной в городе улицы Ленина.
Здесь стоят храмы царя Константина и иконы «Всех скорбящих радость». Уникальные архитектурные строения нуждаются в срочной реставрации!
Буквально в двух шагах отсюда Миша Бальзаминов удирал от разгневанных братьев Пеженовых. А так как Михаил превосходил своих преследователей интеллектом раз наверно в 100, ему это блестяще удалось.
Запрудный переулок. На заднем плане уже упоминавшаяся Скорбященская церковь.
Сцены с Домной Евстигнеевой снимали на земляном валу суздальского кремля. На самом деле там нет никакой усадьбы и забора, а просто построены декорации купеческого чаепития.
С земляного вала хорошо видна Рождественская церковь (улица Алексея Лебедева, 17А), Кремлевская улица и уже упоминавшиеся Рождественский собор с колокольней.
Два храма на улице Лебедева, в нескольких минутах ходьбы от кремля.
Слева Никольский храм (1739), справа Рождественский (примерно то же время).
И наконец финальные пляски Миши Бальзаминова на фоне дома Жилиных (памятник архитектуры XIX века).
Нынче в доме Жилиных располагается базируется общежитие Суздальского художественно-реставрационного училища. Как видите, боковые надстройки третьего этажа были «срезаны».
Торговая площадь. Воскресенская церковь.
Наши дни.
Но это еще не все. Несколько локаций «Женитьбы Бальзаминова» расположены в областном центре Владимире. Слева в кадре дом фольклора областного центра народного творчества.
Окна реконструировали, а второй деревянный этаж избавился от слоя штукатурки, но узнать можно. Здание расположено в самом начале пешеходной Георгиевской улицы под номером 2Б.
Павла Петровна с Матреной разворачиваются и движутся в сторону храма Георгия Победоносца (1784). Отсюда, собственно, и название улицы.
В 2016-м здесь устроили крохотную пешеходную зону — ничтожно маленькую для такого большого и исторического города, как Владимир.
И в заключение — Акулина Гавриловна, Павла Петровна и Матрена на фоне «старой аптеки».
Фармацевтическое учреждение располагается внутри с 1805 года и по сей день.
Ну что, понравился фоторепортаж? Жаль, что я не могу их делать часто. Выхлопа нет. Очень трудоемкая работа, а дочитываний крайне мало. К примеру, статья про кепку Промокашки заняла примерно в 100 раз меньше времени, но собрала в 10 раз больше просмотров…