— Деньги пропали! — горестно воскликнула в трубку Ирина и всхлипнула.
— Не может быть! Поищи хорошенько, — отозвалась подруга. — Ты, наверное, положила где-нибудь и забыла.
— Тань, ну куда у меня можно что-то положить и забыть? — расстроенным голосом продолжила женщина. — Тут конверт с деньгами потерять негде, всего и мест, где он может лежать, — сервант в гостиной либо шкаф в спальне.
— Ну так поищи получше, все полки пересмотри, — посоветовала Татьяна.
— Смотрела, уже все перерыла!
— Может, к тебе кто-то приходил? Кто-то чужой? Или соседка твоя, которая вечно к тебе наведывается и везде свой нос сует?
Соседку Валентину лучшая подруга не любила и была уверена в том, что та собирает сплетни и разносит их среди жильцов дома.
— Да ну, Валя не могла ничего взять. Я знаю, что ты ее не любишь, но она честная женщина. А кроме нее у меня только ты была, да еще плотник вчера приходил дверь ремонтировать.
— Вот-вот, плотник! Ты чужого в дом впустила, а потом удивляешься, что у тебя деньги пропали! — хмыкнула подруга.
— Он по квартире не ходил, все время в коридоре работал, — отмела подозрения Ирина. — А конверт с деньгами в спальне лежал.
— Ну, может, он как-то в спальню проскользнул, пока ты отвлеклась? — высказала догадку подруга.
— Да не мог он никуда проскользнуть!
Ирина не верила в то, что местный плотник Геннадий Петрович мог украсть ее деньги.
— Он порядочный человек. Я его много лет знаю, он же в нашем доме и живет.
— И что? Если кто-то живет в твоем доме, и ты его давно знаешь, у него нет причин поживиться за твой счет? Думаешь, совесть таких людей остановит?
Татьяна была уверена, что людям верить нельзя.
— Тань, так я с таким же успехом могу и на тебя подумать! — вспылила Ирина.
Пропажа денег очень расстроила женщину, никаких конструктивных мыслей в голову не приходило, а лучшая подруга высказывала, по мнению Ирины, совершенно не рабочие гипотезы.
— Ну если ты думаешь, что это я могла взять… — обиженно протянула Татьяна.
— Нет, Тань, ну что ты! Конечно, я так не думаю, извини. Я просто пример привела, — вздохнула Ирина. — Я имею в виду, что все, кто может ко мне прийти, люди порядочные и проверенные.
— Ну, может, ты сама их куда-то дела тогда?
— Куда? Куда я могла деть конверт с деньгами?
— Я не знаю… Может, ты его брала, чтобы деньги пересчитать или еще что-то, а потом тебя кто-то отвлек звонком или стуком в дверь… Ты пошла открывать, конверт где-то оставила, а потом подумала, что это какой-то ненужный конверт, и выбросила в мусор… — продолжала описывать невероятные сценарии подруга.
— Тань, я не могла сделать ничего такого, — вздохнула Ирина. — Это очень приметный конверт, ни с чем не спутаешь, он желтый такой, на застежке…
— А много денег-то было? — поинтересовалась подруга.
— Да не особо, но все равно обидно. Я ведь на ремонт кухни откладывала. Копила понемногу, с подработки в конверт собирала, думала в банк отнести и не успела…
— Ну разве можно крупные суммы дома в конвертах держать! — воскликнула трубка. — Какая-то ты, Ириш, совсем несообразительная! Сейчас честных людей нет! Твои деньги в сохранности только в банке! И то не факт…
— Ну что теперь поделаешь? — расстроенным голосом продолжала Ирина. — Что сделано, то сделано…
— Слушай, Ириш, мне уже бежать пора, скоро Владик из института придет, а у меня ужин еще не готов, — спохватилась подруга.
— Да, беги, конечно, извини, что своими проблемами отвлекла.
— Да ничего, мы ведь подруги, кому ты еще можешь пожаловаться? А к соседке твоей и плотнику я бы пригляделась получше, ты их со счетов не сбрасывай, — напутствовала подруга и отключилась.
Ирина в сто первый раз оглядела комнату. Куда-либо приткнуть конверт она, конечно, могла теоретически, но ей в такое не верилось. Однако думать на соседку или Геннадия Петровича женщине тоже не хотелось, и она решила еще раз осмотреть шкаф.
— Таня, ты не могла бы ко мне зайти вечером? — Ирина старалась говорить ровным голосом и не выдать волнения.
Вчерашние поиски в шкафу дали неожиданные результаты, которыми она жаждала поделиться с подругой.
— Случилось что? Деньги нашлись? Кто спер? — засыпала женщину вопросами та.
— Ты приходи вечерком на чай, я тебе все новости расскажу, — уклонилась от ответа Ирина. – После работы прямо и приходи, я по дороге в магазин заскочу, куплю чего-нибудь вкусненького.
— Ладно, приду, — охотно согласилась Татьяна.
Вкусненькое она любила.
— Ну какие новости? Кто злодей? — устраиваясь за столом на кухне Ирины, сыпала вопросами гостья.
— Ты будешь с кремом или со сливками? — как ни в чем не бывало проговорила Ирина, предлагая подруге на выбор свежие пирожные.
Хозяйке самой не терпелось задать вопросы, но ее останавливало одно важное обстоятельство, Татьяна была давней и верной подругой, напарницей по походам в кино и поездкам в отпуск. На какое-то время, пока та была замужем, общение стало не таким тесным, но быстрый развод после рождения малыша вернул все на свои места.
И сейчас, несмотря на ужасные подозрения и кое-какие происшествия в прошлом, Ирина не решалась начать разговор, который мог обидеть лучшую подругу.
— Да давай любое, — отмахнулась гостья. — С деньгами-то что?
— Ладно…
Ирина разлила чай и уселась напротив подруги.
— Ты помнишь, как приходила ко мне три дня назад?
— Ну да, помню, сорок восемь лет — рановато для склероза, — усмехнулась та, откусывая от заварного рожка.
— Я, кажется, именно в тот день договаривалась с плотником, что он придет ко мне на днях починить дверь, — припомнила хозяйка.
— Ну да, — перестала жевать Татьяна. — Так что, это твой плотник был?!
Женщина округлила глаза и всплеснула руками.
— Ну я же говорила! Я ведь тебе сразу сказала, порядочных нет, и твой Геннадий, которого ты тридцать лет знаешь, живой тому пример!
— Погоди, Тань, — поморщилась хозяйка. — Геннадий Петрович тут ни при чем. Если ты помнишь, я выходила к нему в коридор и разговаривала там, в комнату не приглашала.
— Да, ну и что? Эти воры, знаешь, какие ловкие?! — не унималась Татьяна. — Ты глазом моргнуть не успеешь, как они уже твое добро из дома волокут!
— А еще, как раз перед тем, как он пришел, я доставала из шкафа конверт и докладывала туда деньги…
— Ну вот! — всплеснула руками Татьяна. — Ему и в комнату входить не надо было. Ты вышла с конвертом, положила его в прихожей, тот заметил и стянул, стоило тебе на секунду отвернуться!
У Татьяны все выходило складно и логично, никаких сомнений в вине мужчины у нее, похоже, не было.
— Нет, я успела положить конверт в шкаф и как раз, когда раздался звонок в дверь, выходила из комнаты с пустыми руками, — гнула свою линию Ирина.
— Ну ты не можешь быть в этом уверена…
— Могу, Тань, я хорошо помню, что положила конверт обратно в шкаф.
— Тогда я не знаю! — сдалась подруга и принялась за другой десерт.
— Я просто озвучиваю самые очевидные версии, — говорила она, жуя с аппетитом. — А ты припомни, может, к тебе Валентина заходила?
— Ты же тут была, ты помнишь визит Валентины? — задала встречный вопрос хозяйка.
— Ну… — запнулась та.
— А помнишь, когда мы сидели на кухне, ты сказала, что замерзла, и я принесла тебе свой старый кардиган?
— Помню, — кивнула подруга. — Но это тут при чем? У тебя и кардиган сперли, что ли? Ну так это тогда Валентина! Зачем Геннадию твоя одежда?
Татьяна перестала жевать и уставилась на подругу, Ирина отвела взгляд. Раньше она никогда не замечала этой повадки подруги, в случае неприятностей искать виноватых среди окружения и назначать в преступники всех без разбора.
— Нет, кардиган на месте, — успокоила Ирина. — Когда ты уходила, я его обратно в шкаф повесила. А вчера по твоему совету решила еще раз все хорошенько осмотреть.
Ирина следила за выражением лица подруги, но та с наслаждением ела угощение и не выражала никакого беспокойства.
— И вот что я нашла в кармане кардигана.
Ирина вынула из кармана домашнего платья большой желтый конверт, сложенный пополам. Конверт был необычный, толстый, а сверху закрывался на металлический замочек.
— Так ты что, деньги нашла? — уставилась на находку гостья.
Ее лицо приобрело странное выражение, было видно, что она что-то прикидывает в уме. Ирина вздохнула и прикрыла глаза от неприятной догадки. То есть она обо всем догадалась раньше, но реакция подруги была подтверждением.
— Нет, Таня, денег я не нашла, и ты это прекрасно знаешь, — она посмотрела в глаза гостье.
— Ты что хочешь сказать? К чему вообще весь это детектив? Конверты, кардиганы, плотник…
Татьяна смотрела с вызовом, но голос дрогнул.
— Это я к тому, что конверт из-под денег оказался в кармане домашней кофты не случайно. Я думаю, пока я выходила поговорить с Геннадием Петровичем, ты пошла в спальню и нашла деньги. Времени у тебя было достаточно. Где искать, ты примерно знала, я ведь почти на твоих глазах внесла туда купюры и положила на место…
— Да зачем мне это?! — окрысилась подруга. — Я что, нищая, по-твоему?! Я воровка?!
Женщина резко отодвинула тарелку с пирожными и попыталась встать.
— Погоди, Тань, не так быстро, — тронула ее за плечо Ирина. — Если я вызову полицию и все им расскажу, они придут в первую очередь к тебе, потому что поймут, что реальный шанс взять деньги был только у тебя. Да и отпечатки пальцев на конверте наверняка сохранились.
Ирине все это было очень неприятно говорить, но иного выхода не было. Тем более что, обнаружив вчера конверт и сложив два и два, женщина припомнила мелкие пропажи в доме и раньше. Но суммы были незначительными. Не найдя в кошельке искомой купюры, Ирина думала, что потратила ее в магазине и не запомнила этого момента.
— Ну да, да! — вдруг зарыдала Татьяна. — Это я взяла! Я взяла твои деньги, потому что Владику нужно дорогое лечение! Я не могла у тебя попросить в долг, потому что не знала, как буду отдавать!
Ирина слушала не перебивая.
— Моей зарплаты не хватает, алименты давно не выплачиваются, что мне было делать?! Я понимаю, что поступила плохо, но ты должна войти в мое положение!
Татьяна рыдала так натурально, что хозяйка на миг усомнилась. И она бы точно поверила в эту байку, если бы не одно обстоятельство…
— Слушай, Ир… Я ничего против твоей подруги не имею, но чувствую, что должна тебе кое-что сказать.
Соседка Валентина пришла буквально за час до визита Татьяны, когда Ирина накрывала на стол к чаю в ожидании визита и раздумывала над тем, что и как она скажет гостье.
— Я на днях Татьяну встретила, когда она от тебя выходила…
Женщина мялась, не зная, как удачнее подступиться к волнующей теме.
— Ну, в общем, у тебя деньги не пропадали?
— Откуда ты знаешь? — выпалила от удивления Ирина.
— Ага, ну так я и подумала, — кивнула чему-то своему соседка. — Татьяна твоя меня не видела, я в темноте стояла, да и она была так увлечена разговором по телефону, что не заметила бы меня, даже если бы споткнулась о мою ногу.
— И о чем был разговор?
— Вот в том-то и дело… Подруга твоя говорила с кем-то, я подумала, что это был ее сын. О том, что она раздобыла денег и теперь купит ему на день рождения тот дорогой смартфон, который он у нее давно просил.
Валентина помолчала и продолжила:
— Тот у нее, видимо, спросил, откуда деньги. А подруга твоя сказала, что разжилась у одной доверчивой лохушки. А на следующий вопрос ответила, что никогда ведь раньше Ирка ничего не замечала, так с чего бы ей сейчас на лучшую подругу подумать?
Ирина ахнула и поднесла руку ко рту.
— Ага, и я вот так же отреагировала, — покивала соседка. — Ну ладно, извини за плохие новости… Мне идти надо, скоро внуков привезут…
Женщина стала спускаться по лестнице, а ошеломленная Ирина еще несколько минут стояла на пороге своей квартиры, не в силах осознать очевидное.
Татьяне пришлось признаться во всем под давлением неопровержимых фактов. Надеясь сохранить дружбу, женщина вернула деньги, всю украденную сумму. Она просила прощения и клялась, что больше никогда ничего такого не сделает, но Ирина была неумолима.
Разорвав отношения с подругой, женщина какое-то время переживала, но потому успокоилась. В конце концов, она решила, что нет смыла окружать себя теми, кто тебя не уважает и не ценит твоего доверия.