К середине 1950-х годов Леонид Давидович Луков уже был известным кинорежиссером. В творческой биографии Лукова имелись как удачные работы («Александр Пархоменко», «Два бойца»), так и откровенный провал в виде «Донецких шахтеров».
Хотя фильм и получил Сталинскую премию II степени, смотреть его дольше 20 минут решительно невозможно. Тем удивительнее, что после «Шахтеров» Луков сумел снять изумительную, искрометную, захватывающую мелодраму — «Разные судьбы».
1. Написав сценарий, Леонид Луков решил не проводить кастинг. Режиссер присмотрел актеров, которых видел в других фильмах, и сразу назначил их на главные роли. Так, Татьяну Пилецкую Леонид Давидович заприметил в «Княжне Мэри» (1955, режиссер Исидор Анненский).
Причем не на экране, а еще до релиза. Луков часто бывал на съемочной площадке «Княжны Мэри», наблюдал за актерами, и в частности за Пилецкой, игравшей Веру. На роль Степы Огурцова был утвержден Георгий Юматов. А вот Татьяна Конюхова, наоборот, поначалу решительно отказывалась изображать Соню Орлову.
Дело решила случайность: Конюхова как раз сидела в кабинете Лукова, а тут вошел Юматов, увидел актрису и воскликнул: «О, Соня!» После этого у актрисы уже не осталось выбора. Любопытно, что роль Орловой так и осталась, пожалуй, самой известной в карьере Татьяны Георгиевны.
2. Помните, как на съемках фильма «Война» англичанин Йен Келли (Джон) удивлялся, мол, почему Алексей Балабанов постоянно кричит и ругается на актеров? У них в Англии так не принято. Стиль работы Леонида Лукова был примерно таким же.
Леонид Давидович на съемочной площадке часто вел себя с артистами невежливо и даже грубо. Кривлялся и передразнивал что Панича, что Пилецкую. Несмотря на то, что по слухам, испытывал к Татьяне Львовне непреодолимую симпатию.
3. Большие проблемы вызвала самая драматичная сцена фильма, когда Федя наградил свою жену пощечиной. Для интеллигентного Панича ударить женщину по щеке было немыслимо. Поэтому, первый раз Юлиан Александрович хлопнул Пилецкую совсем тихонько.
Тогда Луков посоветовал актеру приложиться как следует, и со второго дубля сцена была успешно снята. У Пилецкой покраснело ухо, и уж в «ответном» эпизоде актриса как следует «отыгралась».
4. В 1972 году Юлиан Панич эмигрировал из Советского Союза в Израиль, а затем в Германию, и тем самым крупно «подставил» все остальных участников «Разных судеб». Дело в том, что Юлиан Александрович решил стать режиссером. Первый его фильм «Дорога домой» со скрипом пропустили, а второй («Проводы белых ночей») запретили и осудили.
Панич покинул СССР, «Разные судьбы» легли на полку, а Татьяна Пилецкая не могла на творческих встречах показать из своего лучшего фильма даже крохотный отрывок. Впрочем, некоторые зрители уверяют, что всё-таки видели «Разные судьбы» по телевизору в этот непростой период (1972 — 1991). Так это или нет — судить не могу, лучше напишите.
5. Впрочем, на карьеру самой Пилецкой участие в «Разных судьбах» тоже повлияло не очень-то благотворно. С одной стороны, Таня Огнева считается лучшей ролью Татьяны Львовны. С другой стороны — не только зрители, но и режиссеры стали отождествлять актрису с ее героиней — мол, «у нее злые глаза». Ролей в кино у Пилецкой после «Разных судеб» было немного.
6. Одним из самых ярких событий фильма стал знаменитый романс Рощина. С прекрасной песней связана красивая легенда. Современники поговаривали, что 47-летний Леонид Луков влюбился в 26-летнюю Пилецкую, как мальчишка.
Режиссер звонил актрисе в гостиницу, ревновал и даже подарил «Победу». Как-то раз Луков пооткровенничал с поэтом Николем Доризо, мол, «как же так, почему она меня не любит». Тот быстренько сочинил стихи, а композитор Никита Богословский — музыку. Так возник «Романс Рощина».
7. Богословский написал и остальные музыкальные темы к «Разным судьбам». «Вальс выпускников» исполнили Гелена Великанова и Владимир Трошин. А вот с тем самым романсом Рощина возникла заминка. Роль престарелого композитора должен был сыграть Марк Бернес. А это, кстати, неудивительно, ведь Бернес играл у Лукова в «Двух бойцах», и даже пел там.
Потом Бернеса — Рощина заменили на Бруно Фрейндлиха. Но тому, что называется, медведь на ухо наступил. Тогда Бернесу предложили хотя бы спеть за «конкурента», но Марк Наумович то ли заболел, то ли обиделся. И в итоге в фильме прозвучал чарующий голос Александра Борисова. Вам какая его кинопесня больше нравится — «Что так сердце растревожено» или «Почему ж ты мне не встретилась»?
8. «Разные судьбы» снимали в Ленинграде. В фильме хорошо узнаваемы многие локации города на Неве.
Эрмитажный мост.
*
Набережная реки Мойки.
*
Биржевая площадь.
*
Переулок Антоненко.
*
Вознесенский проспект.
*
9. Кроме актеров главных ролей (Пилецкая, Юматов, Конюхова, Панич) и второго плана (Всеволод Санаев, Сергей Филиппов, Константин Сорокин), в «Разных судьбах» мелькнуло несколько бывших и будущих знаменитостей. Это и Владимир Земляникин, и Леонид Сатановский, и даже Лев Борисов — Антибиотик.
10. Отмечу прекрасную работу художника по костюмам. Обратите внимание, сколько модных платьев и туфель успела перемерять Таня Огнева! К примеру наряд, про который водитель Рощина сказал, «как молодая елочка». На героине надето роскошное тёмно-зелёное платье с карманами и тонкий газовый шарфик мятного цвета. На ногах Огневой темные туфли на каблуках. Говорят, дорогостоящие.
У Сони Орловой «прикид» поскромнее, но и она зимой надевает модную шляпу, безбожно морозящуюю уши на злобном ленинградском ветре.
11. Есть легенда, что фильм планировалось назывть «Знакомые судьбы», но этому воспротивилась всесильная Екатерина Фурцева — мол, для советского человека судьба эгоистичной Тани Огневой совершенно незнакома. Так это или нет, не знаю, а вот то, что Фурцева стала министром культуры только через четыре года после выхода «Разных судеб» на экраны — неоспоримый факт.
12. Помните сцену из «Москва слезам не верит», когда Катерина и Людмила встречают актеров на ступеньках Театра-судии киноактера на улице Воровского? Это — реверанс Владимира Меньшова создателям замечательного фильма «Разные судьбы». В оскароносной мелодраме появляются Георгий Юматов и Татьяна Конюхова в роли самих себя, как одни из самых популярных советских артистов 50-х годов.
Если бы я писал эту статью еще год назад, то с радостью отметил бы, что живы трое из четырех исполнителей главных ролей. Но увы. Время безжалостно. С нами осталась только Татьяна Пилецкая, которой 96 лет.
И Алла Будницкая, вот она.
Татьяна Конюхова — умерла 2 апреля 2024 года в 92 года.
Юлиан Панич — умер 9 октября 2023 года в 92 года.
Георгий Юматов — умер в 1997 году в 71 год.