«Бриллиантовая рука»: а кем был Лелик «в миру»?

Бывший военный, зэк или даже..?

Как минимум три варианта прошлого можно определить для героя Анатолия Папанова в замечательном фильме Леонида Гайдая, одной из лучших комедий СССР – «Бриллиантовая рука» 1968 г.

Рассмотрим их по нарастающей градуса сложности и крутизны.

1. Бывший солдат?

Каким представал Лелик в этом сюжете? Если подумать, можно понять, что он:

  • имел простоватые, порой даже грубоватые манеры;
  • время от времени выдавал солдатские шуточки;
  • не просто смеялся, а громко хохотал;
  • был циничным;
  • наверняка имел разные нехорошие привычки – впрочем, не мешающие делу. Не зря ведь Гайдай в номере авто Лелика зашифровал цену «беленькой».
  • порой участвовал в расправах почти по принципу Портоса «дерусь просто потому, что дерусь»;
  • шел напролом, когда надо было. Вспомним сцену в гараже. Да Лелик выглядел так, что, кажется, и на танк пошел бы с этим своим «дpыном»;

  • не всегда понимал слишком глубоко, часто выглядел как не самый далекий товарищ. К примеру, во время той же сцены в гараже, услышав, что у него «ус отклеился», Лелик ничтоже сумняшеся поблагодарил Горбункова и пошел атакой на него дальше;
  • постоянно подкалывал, подначивал и подзыкивал своего чувствительного напарника. Вспомним хоть его знаменитое «будет тебе там и ва-анна, будет и ко-офэ, будет и какава с чаем».

Уж пардон, но, говоря об этом простонародном типе, мы и характеристики используем под стать ему…

Одна дразнилка с Гешиной фамилией чего стоила. И ведь наверняка тот много раз подчеркнуто ее называл: КозО(!)доев – но Лелик продолжал, как жестокий ребенок, его поддразнивать.

Причем герой не изменял этой своей привычке хохмить даже в экстремальных случаях. Мол, «спокойно… сядем все!!»;

  • да и прекрасный пол, скорее всего, Лелик не то, чтоб любил… скорее, ценил, а когда надо было – умел с ним сотрудничать. Сохранял паритет, как многие военные, считая, что женщины – это замечательно, волнительно, но с ними сложно общаться (ну, нет к ним инструкции) и вообще они не должны мешать.

Вспомним, с одной стороны, как он засмущался на фазе показа мод «мини-бикини – 69», с другой – как практично, строго по делу он общался с Анной Сергеевной, выдавая ей указания, «ксиву» и пузырек, из которого «дастаташна адной таблэтки»…

*

Право же, Лелик весьма напоминал персонажа Папанова из другой советской комедии – «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова 1966 г.

В том чуть более раннем фильме он играл неотесанного отставника-солдафона. Его Семен Васильевич, вроде бы, выступал за правду, но делал это как-то уж слишком топорно. Порой создавалось впечатление, что и за правду-то он выступает, лишь бы насолить нелюбимому зятю.

Зять, кстати, в комедии Рязанова был в аккурат такой же единицей в паре с Семеном Васильевичем, как персонаж Андрея Миронова – в тандеме Лелика и Геши. И герой комедии Рязанова, и герой комедии Гайдая был:

  • хоть и мягкотелый, но жулик (по ильфо-петровской характеристике – «гoлyбoй воришка»);
  • псевдо-аристократ. Впрочем, конечно, не до уровня «дeгeнepaтов», которых Лелик упоминал заодно с аристократами как противоположную грань любителей пить «шaмпaнcкое по утрам»;
  • слишком импозантный тип, на грани пафоса, столь неуместного при строительстве коммунизма. Так, Геша выработал элегантные жесты (например, вальяжно закидывал голову назад), носил исключительно модную одежду, работу себе выбрал не абы какую – показ мод на подиуме. Между прочим, изначально в сценарии его звали «Граф».

*

В отличие от «Графа», Лелик был простецким мужиком, далеким от аристократизма.

Он прекрасно понимал обстановку. Но вел себя и на всё реагировал несколько рублено, топорно… словом, как солдафоны из анекдотов со всеми их классическими характеристиками… вплоть до признака, высказанного в другой комедии СССР – «Здравствуйте, я ваша тетя!» Виктора Титова 1975 г.: «Я старый солдат и не знаю слов любви» (опять-таки отметим смущение Лелика на показе мод).

Мы тут не смеемся над солдатами и вообще любыми военными. Речь – сугубо и исключительно о веселой, необидной пародии, которую придумали и реализовали в комедии Гайдай с Папановым в облике Лелика.

Кстати, сам Анатолий Дмитриевич говорил, что хотел показать «характер гротесковый, лобовой, примитивный».

Скорее всего, его герой некогда служил (и не только два года в армии, но и далее), затем ушел на покой по возрасту, по здоровью или по какой другой причине.

На покое же он, как другие отставники, продолжал бурную деятельность… да только вот вразрез с обществом: не пошел, как многие его экс-коллеги, охранником организации либо начальником отдела кадров, а устроился работать под началом контрабандиста.

Судя по всему, здоровье у него было нормальное, выправка осталась со времен службы, полученные там разные навыки наверняка пригодились… Знай себе получай приличную добавку к пенсии военного.

2. Бывший зэк?

Лелик мог докатиться до жизни контрабандиста после отсидки.

Вероятно, и контакт с «Шефом» был родом именно из связей в преступном мире, полученных в местах не столь отдаленных.

Более того, в Лелике сквозил типаж рецидивиста. Такой человек, нарушив закон, вряд ли одумался бы. Скорее всего, получив наказание по суду, он бы всеми силами старался его скосить, а выйдя на свободу, начал всё заново.

Кстати, киновед Анатолий Волков вообще назвал этого персонажа вором в законе.

3. Бывший сотрудник секретной службы?

Заметьте: если у Геши мы знаем и полное имя (Геннадий), и отчество (Петрович), и фамилию (Козодоев), то у Лелика мы не знаем ничего.

Даже имя Лелик неоднозначно. Это могло быть сокращением и для Леонида, и для Алексея, и для Олега, и для нерусского имени, которое трансформировали более привычно для языка и уха титульной нации.

Может, персонаж был… засекречен? Хотя бы по старой памяти.

Вспомним, к примеру, такие черты Лелика, которые по раздельности кажутся мелочами, а в совокупности намечают портрет весьма непростого человека:

  • в тандеме с Гешей выступал стратегом и тактиком, разрабатывал планы и выполнял их;
  • не смущался наказывать этого своего подчиненного, когда тот в очередной раз портачил, и просто затыкать его, когда тот срывался или зарывался;
  • не чурался физической расправы;
  • умел плавать под водой, причем выполняя там непростые операции с насадкой рыбы в нужное время в нужном месте;
  • имел непростой реквизит, допустим подводный буксировщик-торпеду. Даже если он его изготовил сам, а не приобрел, это говорило о его весьма неплохих знаниях и умениях;
  • умел гримироваться… ну, а то, что выходило не слишком удачно, спишем на попадание в ореол невезучести напарника Геши;
  • водил машину, в том числе в сложных условиях;
  • не терял хладнокровия, в том числе когда дело пахло жареным. В частности, не дал Геше выскочить из парящего высоко в воздухе автомобиля. Да и на пистолет Горбункова в гараже успел среагировать (хоть до того и прокололся, встав к нему спиной);
  • умел работать с картами, включая случаи, когда вполне можно было обойтись без них.

Так, во время планирования операции «Дичь» в ресторане «Плакучая ива» все нужные точки на местности находились рядом, их можно было найти и в темноте, и будучи под градусом. Но Лелик уж слишком скрупулезно их обозначил на схеме, вплоть до использования циркуля («Строго на север порядка 50 метров расположен тyaлeт типа «сортир», отмеченный на плане буквами «Мэ» и «Жо»»).

Отчего герой так уж старательно это делал?

Только ли из-за невезучего Геши, который мог опять что-то напутать? Или Лелик просто ностальгировал и всё тщательно отмечал по старой привычке работать с картами? Вспомним, с какой любовью и тщательностью он рисовал схему, даже песню «Летят утки» напевал;

  • имел другие навыки, которых обычно у простых граждан не бывает.

Вполне могло быть, что после военной реформы, проведенной Никитой Хрущевым, Лелик оказался вычеркнутым из большой сильной организации, а потому, чувствуя в себе еще много сил, направил их, куда пришлось: в незаконное русло.

*

*

Таким образом, Лелик вполне мог быть экс-сотрудником секретных служб, отставным военным разведчиком, вплоть до работника в рядах Главного разведывательного управления.

Может, он потому во время, показанное в комедии, и находился не у дел в своем мощном управлении, что проявил себя там как-то неподобающе (наверняка имел склонность к грубости, нарушениям закона и проч.)? Вот и попал под руководство «Шефа»-контрабандиста.

Кстати, в связи с этим отдельный вопрос: а «из каких» был сам «Шеф»?..

Забавно, но в этой своей возможной ипостаси Лелик напоминал… Волка из цикла советских мультиков Вячеслава Котеночкина «Ну, погоди!» 1960–1980-х гг. Манеры, замашки, реакции, голос, навыки и, вполне возможно, прошлое Волка были такими же, как у Лелика. Не зря Папанов озвучивал Серого в интонациях, близких Леликовым.

*

*

Итак, герой Папанова в комедии Гайдая однозначно был далеко не так прост, каким казался.

Оцените статью
«Бриллиантовая рука»: а кем был Лелик «в миру»?
Лиричный фильм по рассказу опального писателя