Как снимали фильм «Всадник без головы»: кадры со съемок и 13 интересных фактов

Не смотря на то, что вестерны считаются американским жанром, режиссер Владимир Вайншток решил исправить эту ситуацию и снял советский фильм о Диком Западе, который увидел свет в 1973 году. Экранизация одноименного романа Майн Рида настолько понравилась советскому зрителю, что картина «Всадник без головы» моментально стала самым настоящим кинохитом.

Сегодня мы узнаем, как проходили съемки фильма и что осталось за кадром.

1. Эта история началась в конце 60-х годов, когда через 40 с лишним лет после выхода на экраны знаменитых приключенческих фильмов «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ» режиссер Владимир Вайншток решил вернуться в кинематограф и снять еще одну картину. Он хотел превзойти свои же достижения и снять более интересную картину в том же, приключенческом жанре.

Для экранизации был выбран роман Майн Рида «Всадник без головы». Владимир Вайншток посчитал, что эта популярная в Советском Союзе книга — очень подходящая основа для его нового кинофильма. Увидеть Дикий Запад мечтали не только мальчишки — подростки, которые буквально зачитывались Майн Ридом.

Чужой мир очень хотели увидеть и взрослые, они втайне мечтали попасть туда и хоть одним глазком поглядеть, что находится на другом континенте.

2. В соавторы Вайншток позвал известного сценариста Павла Финна и вместе с ним они отправились в Югославию, там они планировали заключить договор о совместном производстве ленты. В те времена югославские приключенческие фильмы с Гойко Митичем в главной роли пользовались в СССР просто невероятным спросом.

Под Белградом был выстроен Вестерн Таун, город, в котором снимались все вестерны страны. Но планам Вайнштока и Финна не удалось сбыться. Советские танки вошли в Прагу в августе 1968 года. Югославия выступила не на стороне Советского Союза, в отличие от других социалистических стран. Таким образом этот проект решительно накрылся.

3. Как бы то ни было, Владимир Вайншток отличался просто фантастическим упорством и в течение нескольких лет он обивал пороги Госкино и добивался разрешения на съемки. Попутно режиссер искал новых иностранных партнеров. Ему хотелось расширить съемочную географию, это создавало бы обширные горизонты и для более объемного проката, чтобы картина имела международное звучание.

В результате в съемках решили поучаствовать кинопроизводители с острова Свобода, Кубы. Кубинцы сразу же предложили задействовать в съемках своих «звезд» — жгучую брюнетку и красавицу Эслинду Нуньес и могучего Энрике Сантиэстебана. Кроме них в СССР приехали еще несколько весьма фактурных артистов.

4. Остро встал вопрос — кого же снимать в главной роли? Для начала мустангером Морисом Джеральдом пригласили стать Олегу Стриженову, который только что снялся в фильме «Миссия в Кабуле», по сценарию все тех же Вайнштока и Финна.

Стриженов от предложения отказался, заметил в шутку, что привык играть «всадников с головой на плечах». Это была его манера, Олег Стриженов всегда отличался огромным чувством юмора. Тогда роль предложили другому Олегу, Видову.

Актер обладал внешними данными, которые были не слишком характерными для советских артистов. Он был очень благородно красив, в нем совершенно не было брутальности, присущей многим советским актерам. Видов тоже снимался в картине «Миссия в Кабуле», но исполнял довольно небольшую роль.

В своем новом фильме Владимир Вайншток хотел создать атмосферу экзотики и романтики. Олег Видов соответствовал этой задаче как никто другой. Актер удивительно подходил для типажа романтического героя.

5. Пришло время приступать к съемкам. Первую сцену, пожар в прерии, снимали на горном плато в Азербайджане. Прерия гореть не хотела, пришлось вылить две цистерны керосина. Этот пожар потушили с огромным трудом, а потом выяснили, что кони, которых собирали чуть ли не по всему Советскому Союзу, разбежались. Лошади вообще стали огромной проблемой.

Они должны были быть «вызывающе нездешними». Разумеется, таких мустангов в СССР было не сыскать. Пришлось красить отечественным лошадям гривы и хвосты серебряной краской, чтобы они были максимально похожими на заморских мустангов.

6. Но больше режиссера волновали не кони, а люди. Как уживутся в кадре молодой красавец с «несоветской внешностью» и всемирно известная исполнительница роли Наташи Ростовой? Но Вайншток не ошибся, актерский дуэт Людмилы Савельевой и Олега Видова очень органично сложился.

Они подходили друг другу, как никто другой, оба были голубоглазыми, очень изысканные, с изумительными лицами, одухотворенные.

7. А вот с кандидатом на роль брата Луизы, Генри, все было гораздо сложнее. Актера по имени Александр Милокостый рекомендовал режиссеру сам Олег Видов. Юношу заметили в фильме «Адъютант его превосходительства», критики говорили, что Александр в этой картине сыграл одну из самых лучших детских ролей.

Актеру очень хотелось сыграть в советской экранизации Майн Рида, но была лишь одна, но очень серьезная проблема — мама. Она категорически отказывалась против участия сына в съемках. Она считала, что мальчик должен был учиться, а не мелькать на экране.

Пришлось пойти на некую хитрость. Актер сказал маме, что ему позвонили с «Ленфильма», пригласили на пробы. Там же проходил срочную службу брат Александра, Игорь. Мальчик уговорил маму повидать старшего брата, а заодно и принять участие в пробах.

8. После азербайджанской экспедиции съемки должны были продолжиться в Крыму, у Белой скалы. Однако, планы Вайнштока сорвала съемочная группа фильма «Чиполлино», которая там начала работать немного раньше, но не уложилась в сороки. Пришлось строить ковбойский городок по соседству, в Красной балке. Белая скала стала естественной декорацией.

Еще одной большой проблемой стал крымский ландшафт. Он не очень сильно походил на выжженные солнцем земли Дикого Запада. По заданию операторов растительность где-то подкрашивали, а где-то и вырывали с корнем.

9. Еще одна большая проблема — где взять в Крыму столько темнокожих статистов, которые должны были изображать “сотрудников плантаций” в массовых сценах? Гримировать местных жителей было неприемлемо. На это бы уходило слишком много времени.

Везти массовку с Кубы было очень дорого. К счастью, в Симферополе тогда училось очень много кубинских студентов. В который раз блестяще сработал производственный гений Вайнштока, это была недорогая рабочая сила, которая к тому же очень близко располагалась.

10. Вестерн — это скачки, погони, приключения и опасности на каждом шагу. Особенно для актеров, которые любят все делать в кадре самостоятельно, без помощи дублеров и каскадеров. Именно таким был актер Олег Видов. Он все делал сам, в силу отличной спортивной формы.

В эпизоде, когда по какой-то причине каскадер не смог выйти на съемки, Олег Видов на полном скаку умудрялся запрыгнуть в седло, делая все очень убедительно, легко и непринужденно. Приходилось скакать на лошади и актрисе Людмиле Савельевой.

Это был действительно очень опасный трюк. К тому же, Савельева скакала в дамском седле, которое наездники именуют «амазонкой». Особенно эффектно это выглядело, когда герои уходили от табуна мустангов, готовых в каждую минуту растоптать их. Такую сцену снять даже по нынешним временам очень трудно и опасно.

Кстати, прекрасную крапчатую лошадь Савельевой тоже пришлось покрасить. У актера Ивана Петрова, который сыграл роль Зеба Стампа, кобыла была самого натурального окраса. Купили ее не на дальнем элитном конном заводе, а в местном колхозе. Иван Иванович был очень высокого роста, под два метра.

Он довольно внушительно смотрелся в седле и его внешний вид внушал уважение. Все удивлялись, почему Вайншток пригласил на роль следопыта Зеба Стампа именно Ивана Петрова, певца Большого театра, дважды лауреата сталинской премии, который ни разу в жизни не снимался в кино. Режиссер, как всегда, все делал из прагматических соображений.

С народным артистом, который играл опытного следопыта, тоже было не случилась беда. Когда артист подошел к своей лошади, она взглянула на него, словно на небоскреб и покорно подставила спину. Иван сел на лошадь и она прогнулась в буквальном смысле этого слова. А далее случилось неожиданное.

Лошадь без всякой команды стремительно понесла вперед, то и дело ускоряя темп, видимо, чтобы побыстрее выполнить возложенную на нее задачу. Актер наклонился в седле все ниже и в конечном итоге, рухнул на землю, на которой лежали острые, как бритва, камни. Правда, к счастью, все обошлось благополучно. Не пострадали ни знаменитый бас, ни лошадь.

От второго дубля певец категорически отказался, умная лошадь тоже упиралась. Но режиссер сумел настоять на своем. Все опять повторилось до мельчайших подробностей — лошадь опять понеслась галопом, снова артист упал на землю и снова все обошлось.

11. Проблемы не оставляли съемочную группу и после переезда на Кубу. На этот раз очень сильно рисковал Олег Видов. Его лошадь тоже понесла, что было мочи. Актеру никак не удавалось совладать со строптивым животным. Скакун летел прямиком на огромный кактус.

Только благодаря прекрасной физической подготовке Видова удалось избежать больших проблем. Но тут возникла следующая неприятность — как же снять всадника без головы?

Плюс к этому, как управлять лошадью без уздечки и поводьев? Позже даже ходили легенды, что наездницей стала карлица или ребенок. На самом деле, в седле находилась девушка, тренер конного завода. Она была совсем не высокого роста, примерно по плечо взрослому мужчине.

На девушку надевали специальный каркас, в нем были специальные отверстия для глаз, она управляла конем…ногами, ведь она была профессионалом.

12. Наконец, пятилетняя эпопея подготовки и съемок вестерна была завершена. Фильм вышел на экраны и абсолютно не произвел никакого впечатления на кинокритиков. Но не зря Владимир Вайншток доказывал на каждом углу, что эта картина окажется самым настоящим кинохитом.

И он ничуть не ошибся, потому что его «Всадник без головы» поставил абсолютный рекорд года. Успех сопутствовал ленте и за рубежом, в кубинском прокате. Совэкспортфильм заработал на картине немалые деньги.

13. В Советском Союзе поклонницы наперебой раскупали плакаты и фотографии Олега Видова, которые продавались чуть ли не в каждом киоске «Союзпечати». Для всех артистов на тот момент это было величайшим событием — Видову завидовали, его уважали, почитали и любили. Все девушки были влюблены в этого отважного ковбоя с неземной внешностью.

Несмотря на то, что фильмография Олега Видова насчитывает около шестидесяти киноработ, именно роль Мориса Джеральда стала для актера самой главной. Не будет преувеличением сказать, что во многом зрительский успех фильму обеспечил именно актер Олег Видов.

Он же оказался и «могильщиком» картины, как бы странно это не звучало. В середине восьмидесятых годов, когда актер покинул Советский Союз, фильм немедленно запретили к показу.

«Всадник без головы» вернулся на экраны только после распада СССР, а спустя еще четверть века Олег Видов крепок задумался о продолжении фильма. Но этого, к сожалению, так и не произошло. Олега Видова не стало, случилось это в 15 мая 2017 года, в США, где Олег проживал.

Удивительно, но этот фильм, старомодный и весьма наивный, как впрочем, почти все вестерны, смотрят и любят до сих пор. Чем же он так цепляет зрителя? Ответ прост — это как раз то кино, которого сейчас очень сильно не хватает.

Это картина про людей предельно искренних, честных, справедливых, готовых к подвигам, готовых прийти на помощь. И напоследок цифры, которые потрясают. Всего за один год проката картина «Всадник без головы» собрала без малого 65 миллионов зрителей, результат для тех лет просто фантастический.

Оцените статью
Как снимали фильм «Всадник без головы»: кадры со съемок и 13 интересных фактов
Деньги пропали