«Воры в законе» – криминальная драма 1988 года с Валентином Гафтом и очаровательной Анной Самохиной в главных ролях. Однако «Воры в законе» был не просто рядовым фильмом-боевиком о плохих и хороших ребятах – это кино раскрывало множество остросоциальных вопросов и проблем, заполонивших страну в конце восьмидесятых, незадолго до распада СССР.
Согласитесь, не вспомнишь так сходу другой советский фильм, наглядно демонстрирующий проблему коррупции. Весьма интересная и, по моему мнению, сильно недооценённая картина. Но сегодня мы поговорим скорее не про сам фильм, а про его, весьма занимательную, историю создания.
«Чегемские рассказы»
Именно это было первым вариантом названия фильма. Дело в том, что сюжет во многом основан на рассказах советского и российского писателя Фазиля Искандера «Чегемская Кармен» и «Бармен Адгур», позднее объединённых в цельный роман «Сандро из Чегема». К слову, писатель был родом из Абхазии и, собственно говоря, поэтому действие разворачивается прямо на его малой родине.
Так вот, за экранизацию этих весьма смелых произведений взялся режиссёр Юрий Кара. Так как в кинотеатры тогда пускали чуть ли не всё подряд, и, как таковой, жёсткой цензуры не было, фильм спокойно пропустили в прокат, толком его не посмотрев.
Лишь уже после этого некоторые не слишком честные кинокритики пытались испортить репутацию картины Кара, что, конечно, совсем не помешало фильму получить народное признание.
«Нельзя сделать роковую красотку из Самохиной»
Некоторые члены съёмочной группы весьма скептически отнеслись к выбору Анны Самохиной на роль Зейнаб. Да, если что, то именно так изначально звали её героиню. Уже позднее сама Анна настояла на том, чтобы ей дали какое-то более распространённое в Союзе имя и поэтому Самохина назвала её Маргаритой в честь своей сестры.
Так вот, изначально к выбору Самохиной отнеслись весьма скептически, ведь ей нужно было исполнить роль обаятельной, харизматичной и яркой красотки, но, по мнению костюмеров, было сложно подобрать Анне что-то подходящее для раскрытия этого образа.
Тогда режиссёр обратился к профессиональному модельеру Вячеславу Зайцеву, и финальный результат мы можем увидеть в фильме – определённо стопроцентное попадание.
Чтобы вы понимали, насколько хорошо удалось сделать из Самохиной неземную красотку, в той самой сцене, когда она идёт по набережной под заворожённые взгляды мужчин, не было нанятой массовки – проходящие мимо мужчины просто не могли оторвать глаз от Анны, а это уже о чём-то да говорит.
Моя любимая сцена
Пожалуй, сцена, в которой некая девочка подходит к Рите для того, чтобы сделать ей замечание по поводу вредной привычки, является моей любимой в фильме. Почему? Как минимум, она достаточно забавная, а маленькая девочка блестяще справилась с задачей.
Так вот, самую девочку зовут Ника Баришполец. Тогда у Ники только-только начался её первый учебный день, поэтому она возвращалась домой вся при параде. Когда она пришла вместе со своим папой, чтобы отснять эту самую сцену, её одноклассники удивлённо стояли где-то вдали и наблюдали за происходящим.
В общем-то понадобилось всего три дубля – весьма неплохо, учитывая факт того, что Ника никогда до, и после, этого не снималась в кино. Кстати, за съёмки в фильме девочке выдали аж 7 рублей, что на тот момент было вполне себе приличной суммой, особенно для маленькой школьницы.
Место съёмок
Как я уже отметил, по сюжету рассказов действие происходит в Абхазии, однако сам фильм снимали далеко не в этой Республике. Хотя изначально Кара действительно хотел отправиться снимать свою экранизацию в Сухуми, местные власти убедили его в обратном.
Дело в том, что прообразом главного героя «крёстного отца» Артура, сыгранного Валентином Гафтом, стал один из абхазских криминальных авторитетов. Если бы он узнал о съёмках, то вряд ли одобрил бы нечто подобное.
Собственно, поэтому решено было отправиться снимать картину в Крым. По этой же причине теперь вместо чёткого географического региона в фильме нет как такового обозначенного города – просто некий абстрактный приморский городок, хотя, на самом деле, это Ялта.